02-03-16 / 2016
Новости отрасли
Вопрос дня

Какой должна быть саморегулируемая организация в железнодорожной отрасли?. Надежда Михайлова, заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД":

– В железнодорожной отрасли сложно создать саморегулируемую организацию с юридической точки зрения. В соответствии с действующим законодательством саморегулирование возможно в однотипных видах предпринимательской деятельности. К примеру, адвокаты, оценщики, строители могут в своей среде устанавливать правила саморегулирования. А ФАС России предлагает создать Совет рынка транспортных услуг, куда, как предполагается, войдут представители и грузоотправителей, и перевозчиков, и операторов, и органов государственной власти. Инициатива ФАС собрать представителей отрасли за столом переговоров – это хорошо, но не совсем понятно, чем такая структура будет принципиально отличаться от Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД".

Андрей Ващенко, начальник управления долгосрочного развития и планирования ООО "Газпромтранс":

– СРО в энергетическом комплексе сейчас считается эталоном. Есть желающие скопировать организацию, ввести в нее всех, кого только возможно – от операторов до вагоностроителей, но, по моему мнению, объективной потребности отрасли в этом нет. Во всяком случае пока не либерализована локомотивная тяга.

Алексей Дружинин, исполнительный директор НП "Совет операторов железнодорожного транспорта":

– Сегодня возможности саморегулирования на железнодорожном транспорте используются далеко не в полном объеме. Единственная организация, зарегистрированная в качестве СРО (СОЖТ), основана на принципах добровольности. В условиях, когда органами государственной власти рынок предоставления вагонов рассматривается как конкурентный и не находящийся в сфере государственного регулирования, именно за счет саморегулирования существует возможность сформировать правила игры в отрасли. СОЖТ неоднократно ставила вопрос о законодательном закреплении обязательности членства операторов в СРО (по аналогии с другими отраслями), но до настоящего времени таких решений не принято.

При этом инициативы последнего времени, направленные на формирование структуры, аналогичной Совету рынка в электроэнергетике, не относятся к вопросам саморегулирования (в электроэнергетике, кстати, тоже Совет рынка не является саморегулируемой организацией). Саморегулирование предполагает объединение профессиональных участников, занятых в определенном сегменте рынка. Предполагаемая же структура – это объединение неограниченного круга лиц: ОАО "РЖД", операторы, грузоотправители, вагоностроители. Соответственно, отчетливо виден конфликт интересов внутри этой группы лиц – например, для грузоотправителя важно минимизировать стоимость перевозки, для операторов, так же как и для РЖД, основным результатом является установление справедливых цен за услуги. Тем более что предполагается наделить данную структуру какими-либо регуляторными функциями. На наш взгляд, это преждевременно. Основным результатом расширения саморегулирования в операторской среде могла бы стать работа по двум направлениям. Первое – это внутренние правила рынка, соответствующие стандарты, своды правил. Соответственно организации, прошедшие оценку соответствия этим стандартам, будут квалифицированы как полноценные, добросовестные участники рынка. Это создаст соответствующие ориентиры как для клиентов – грузоотправителей, так и для ОАО "РЖД", государственных органов. Вторым направлением для работы в области саморегулирования является консолидация позиции игроков рынка при выработке правил игры в отношениях с РЖД (как по текущим вопросам вроде условий договоров, так и по стратегическим, например формирование нормативной базы).

Сергей Оленин, ведущий эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):

– Стоит отметить, что эффективность работы и качество обслуживания клиентов операторами, входящими в СОЖТ, улучшается, однако нет никакой информации о разработанных партнерством стандартах в сфере оперирования грузовыми вагонами. Ввиду наличия ряда вопросов и нестыковок относительно работы СОЖТ можно заключить, что в настоящее время их деятельность направлена в основном на отстаивание интересов крупных операторов при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, а не на выполнение основных функций и задач, предписанных СРО законодательством РФ. Улучшать же действующую систему саморегулирования рынка возможно путем разработки и внедрения стандартов взаимодействия операторов между собой, своими клиентами и ОАО "РЖД", однако это целесообразно будет только после решения ряда вопросов. Во-первых, необходимо закрепить законодательно деятельность "по предоставлению железнодорожного подвижного состава под перевозку". Также требуется однозначное определение прав и обязанностей операторов грузовых вагонов в ПП РФ № 626 "Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками". При этом разработанные стандарты должны применяться для всех участников рынка, а не только для членов СРО. В противном случае необходимые улучшения взаимодействия субъектов перевозочного процесса не будут достигнуты.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.03.2016