16-03-16 / 2016
Новости отрасли
Вопрос дня

Нужна ли компенсация за утилизацию старых вагонов?. Алексей Тайчер, генеральный директор АО "Федеральная грузовая компания":

– Мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы убедить правительство и Минпромторг в необходимости включения в постановление о поддержке машиностроения пункта об утилизационной премии. Предложение о выплате премии в размере 450 тыс. руб. при утилизации старого вагона и покупке нового в качестве стимулирующей меры активно дискутировалось ранее, но в существующую версию документа так и не вошло. Для нас это крайне важная мера, поскольку выход ФГК на плановую покупку 4 тыс. вагонов в 2016 году зависит и от того, будет это предложение реализовано или нет.

Дмитрий Бауков, начальник Управления корпоративных коммуникаций АО "Первая грузовая компания":

– Мы считаем инициативу ФАС по введению дополнительной утилизационной премии для собственников подвижного состава, которые сейчас вынуждены списывать исправно работающий парк из-за введенного запрета, абсолютно правильной мерой для стимуляции спроса на новые вагоны. При этом для получения равномерного спроса определяющим условием является объединение утилизационной премии и субсидии для приобретения инновационного вагона в единую государственную дотацию. Во-первых, сейчас операторы списывают подвижной состав и получают деньги от реализации металлолома. Если утилизационную премию выплачивать отдельно от субсидии на приобретение, то в текущей экономической ситуации ее скорее направят на погашение долгосрочных долговых обязательств, чем на покупку инновационных вагонов. То есть операторы, получив такую премию, не станут торопиться приобретать новые вагоны, а подождут дефицита на рынке подвижного состава и роста ставок, при которых такие вагоны выйдут на окупаемость. Во-вторых, объединение дотаций на утилизацию и покупку позволит избежать рисков доступа к государственным дотациям непрофессиональных игроков, не обладающих требуемыми для полноценной работы рынка компетенциями.

Игорь Лебедь, эксперт НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ):

– Меры государственной поддержки необходимо распространить не только на покупку инновационных вагонов, но и на продукцию заводов с базовыми техническими характеристиками. Актуальность включения положения об утилизационной премии в настоящее время обусловлена тем, что после вступления в силу приказа Минтранса о запрете эксплуатации грузовых вагонов с продленным позже указанной даты сроком службы операторам в 2016 году придется продолжить массовое списание старых вагонов. В этом случае утилизационная премия будет дополнительным стимулом операторам к замещению выбывающего парка новым подвижным составом адекватно потребностям рынка.

Выплаты утилизационной премии должны осуществляться не только при применении лизинговых схем, но и при использовании иных источников финансирования (собственные средства, кредитные ресурсы). Следует отметить, что СОЖТ выступает за включение в Программу поддержки транспортного машиностроения совокупности мер государственной поддержки. Кроме утилизационной премии, такими мерами могли бы быть предоставление субсидии на уплату процентов по кредитам, взятым на приобретение в 2016 году новых вагонов, а также выплата единовременной субсидии при покупке именно инновационных вагонов в размере 150 тыс. руб. на один приобретаемый инновационный вагон.

Олег Яценко, член правления ООО "ИСР Транс":

– Утилизационная премия крайне важна для операторов, особенно сейчас, учитывая невысокую доходность подвижного состава. А если говорить, скажем, об инновационных цистернах, то ранее анонсированные 150 тыс. руб. – сумма, на мой взгляд, недостаточная. Дело в том, что стоимость металлов растет из года в год, а следом растет и стоимость вагонов. На сегодняшний день за сдачу вагона-цистерны на металлолом владелец может получить порядка 300–500 тыс. руб. в зависимости от модели. Также надо отметить, что профицит парка на сети существует, география и объемы перевозок нефтеналивных грузов меняются – мы чувствуем давление излишнего парка. В этой ситуации списание вагонов следует правильно поощрять.

Георгий Зобов, главный эксперт-аналитик отдела транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):

– Механизм получения утилизационной преференции следующий: при покупке инновационного вагона предоставляется компенсация 300 тыс. руб., а в случае утилизации старого вагона компенсация составит уже 450 тыс. руб. Дополнительные 150 тыс. руб. будут изысканы из действующей программы поддержки транспортного машиностроения на 2016 год, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 21 января 2016 года № 57-р. Так как финансовые средства определены, то с реализацией проекта не должно возникнуть значимых проблем. Тем самым данная мера позволит еще более реалистично оценить целевой показатель по выпуску грузовых вагонов, определенный профильным министерством на 2016 год в размере 40 тыс. вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.03.2016