11-05-16 / 2016
Новости отрасли
Вопрос дня

Готова ли отрасль к возможному дефициту полувагонов?. Дмитрий Бауков, начальник управления корпоративных коммуникаций АО "Первая грузовая компания":

– Тенденция к дефициту полувагонов наметилась еще в середине прошлого года, в сезон массовых перевозок навалочных и насыпных грузов. Этому способствовали меры, направленные на запрет эксплуатации вагонов с истекшим сроком службы. В 2016 году, по нашим оценкам, потребности грузоотправителей в полувагонах в пиковые периоды только увеличатся. Учитывая крайне нестабильную экономическую ситуацию в России, а также сложную обстановку на рынке грузовых железнодорожных перевозок и вагоностроения, какие-то конкретные рекомендации для решения этой проблемы представляются преждевременными. Наша компания, в свою очередь, приложит максимальные усилия для удовлетворения потребностей клиентов в перевозках, включая формирование привлекательных условий в рамках долгосрочного сотрудничества.

Игорь Лебедь, руководитель информационно-аналитического центра НП "Совет операторов железнодорожного транспорта":

– В 2015 году отмечался локальный дефицит полувагонов, связанный с сезонным пиком погрузки в августе – октябре. Эксперты не ожидают массового дефицита полувагонов в 2016 году, возможны лишь повторение ситуации прошлого года и возникновение локального дефицита на наиболее загруженных направлениях. В то же время сейчас сложно прогнозировать ситуацию на сети на 2017 год. В случае если инфраструктурой будут созданы условия для уменьшения сроков оборота вагонов, дефицита парка, о котором многие говорят, может и не возникнуть. Соответствующие технологические решения сейчас, по нашей информации, вырабатываются в ОАО "РЖД". В целом для предотвращения ситуации с устойчивым дефицитом полувагонов на сети и стимулирования спроса на приобретение новых вагонов государству необходимо выработать комплекс мер по поддержке операторского сообщества, в первую очередь путем предоставления субсидий на приобретение нового подвижного состава.

Александр Слободяник, руководитель отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий:

– Локального дефицита полувагонов можно ожидать только в пиковые периоды погрузки грузов на сети ОАО "РЖД". Его появление связано с несколькими причинами. Во-первых, в последнее время наблюдается массовое списание данного рода подвижного состава. По итогам I квартала 2016 года списано около 18 тыс. полувагонов, а новых поставлено только 3,5 тыс. единиц. Во-вторых, на сети РЖД в текущем году наблюдается незначительный рост погрузки. При этом основные грузы, перевозимые в полувагонах, демонстрируют уверенный рост. Например, погрузка угля в период с января по март 2016 года увеличилась на 3,8%, строительных грузов – более чем на 20%. Кроме того, нельзя не отметить ремонтные работы, проводимые РЖД в теплый период года, которые также являются косвенными причинами появления локального дефицита. Однако в текущем году дефицит, скорее всего, будет не столь значителен, так как вследствие сокращения среднего времени оборота полувагона и поставки инновационных вагонов на сеть наблюдается тенденция по снижению потребного парка. Так, с 2014 года прослеживается тенденция по снижению среднего времени оборота полувагона, которая в первую очередь связана с ростом скорости доставки как в груженых, так и в порожних вагонах.

В ближайшей перспективе можно ожидать продолжения сложившейся тенденции по увеличению скорости доставки грузов и, как следствие, сокращению времени оборота полувагона. Этот фактор, а также рост числа инновационных вагонов будут и дальше положительным образом сказываться на потребном парке полувагонов на сети. Но риски сохранения сезонного дефицита подвижного состава вследствие запрета эксплуатации вагонов с продленным сроком службы остаются достаточно высокими.

Федор Пехтерев, генеральный директор АО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО "РЖД"):

– Согласно нашим данным, в ближайшие два года никакого дефицита подвижного состава не предвидится. Во-первых, экономическая ситуация несколько меняет стратегию перевозок – по всей видимости, будем сокращать дальность перевозки сырьевых ресурсов и переходить на более конкурентные маршруты, будет достаточно сокращено плечо обращения универсального подвижного состава. Во-вторых, на сети появилось необходимое количество инновационных полувагонов с нагрузкой на ось 25 тс, их меньшее количество позволяет перевозить больше грузов. Это тоже будет влиять на потребности в универсальном парке. И, в-третьих, темпы роста перевозок, которые прогнозирует Минэкономразвития, мягко говоря, не очень оптимистичны. Исходя из этих трех факторов мы считаем, что в ближайшие два года нехватки универсального парка не предвидится. Кроме того, никто не останавливал закупку нового подвижного состава. Да, операторы их покупают неохотно, малыми объемами, но приобретения так или иначе неизбежны. Впрочем, за каждым спадом следует период подъема, в будущем стоит ожидать более уверенного роста перевозок, но и в этом случае, уверен, с дефицитом мы не столкнемся. Он никогда не наступает одномоментно, определенные тенденции обязательно почувствуют игроки рынка и смогут подготовиться к возможным проблемам загодя.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.05.2016