05-10-16 / 2016
Новости отрасли
Вопрос дня

Целесообразна ли дифференцированная индексация железнодорожных тарифов?. Федор Пехтерев, генеральный директор АО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО "РЖД"):

– Это решение позволит выравнять рыночные условия перевозок грузов. На сегодняшний день РЖД в отличие от альтернативных видов транспорта лишены маневра в области тарифообразования. Да, у компании есть тарифный коридор, но не всегда возможно в этот коридор уложиться, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Если же компания получит возможность свободного тарифообразования, это обеспечит железнодорожному транспорту равные условия с конкурентами. Кроме того, подобные шаги позволят в будущем отказаться от перекрестного субсидирования при обеспечении грузоперевозок.

Ирина Ажикина, начальник управления тарифной политики Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД":

– Это позволит решить вопрос по сближению тарифных классов и, как следствие, сократить перекрестное субсидирование. При этом мы говорим, что снижается доходная база РЖД. Это снижение происходит из-за структурных изменений, главным из которых является рост экспортных перевозок грузов I тарифного класса. В первую очередь речь идет об угле, который едет на экспорт, на дальние расстояния. Помимо этого, предлагаются точечные изменения, но необходимо еще просчитать, как эти изменения отразятся на конкретных грузах.

Семен Резер, президент НП "Гильдия экспедиторов":

– Наверное, дифференциация по классам грузов нужна, но подход, помимо прочего, должен быть гибким. Если в одном случае можно смело применять индексацию, то в другом – есть смысл поторговаться, чтобы железная дорога не потеряла груз, особенно когда речь идет о высокодоходных грузах. Надо иметь в виду, что большие объемы нефти уже перешли на автотранспорт, и как раз от тарифа в большей степени зависит, сохранит железная дорога свои грузы или же какая-то часть уйдет к конкурентам. И если при индексации тарифов учесть все нюансы, то, уверен, железнодорожный транспорт сможет привлечь дополнительные объемы, а значит, и получить дополнительные доходы.

Сергей Нарышкин, советник председателя совета директоров ПАО "Северсталь", курирующий взаимодействие с естественными монополиями:

– Вопрос очень серьезный и требует реальной проработки. Главное в нем – отправная точка, а именно какова будет модель дальнейшего развития экономики страны. Вот когда правительство с этим определится, тогда и только тогда можно выстраивать тарифную политику, если речь идет о внесении каких-то изменений в тарифное руководство 10-01. На данный момент лучше ничего не делать и ничего не менять.

Алексей Дружинин, исполнительный директор НП "Совет операторов железнодорожного транспорта":

– Аргументация для предлагаемых решений – необходимость сокращения дефицита бюджета ОАО "РЖД". Из позитивных моментов предложений РЖД можно отметить предложения по унификации порожнего пробега крытых вагонов.

Больше всего вопросов вызывают предложения по дополнительной индексации перевозок порожних вагонов. Проблемные моменты – нелинейная индексация (существует несколько вариантов) в совокупности с дополнительной индексацией для перевозки порожних вагонов. Для некоторых видов грузов рост транспортной составляющей значительно превышает уровень тарифов при "обычной" индексации (например, по железной руде – до 12%). При этом перевозки порожних вагонов никогда не рассматривались как доходная операция – это сугубо технологическая операция, связанная с доставкой вагона под основную функцию – перевозку груза. С учетом наличия несбалансированных по грузопотоку направлений (в первую очередь Дальний Восток) размер стоимости перевозок порожних вагонов будет существенно выше, чем на других направлениях. Следствием будут являться либо рост транспортной составляющей для грузоотправителей при перевозках в направлении Дальнего Востока, либо "искусственные" мероприятия по снижению перевозок порожних вагонов – "ожидание" груза, поиск попутной загрузки и так далее.

В целом можно отметить, что направление для дискуссии задано, но первым шагом, по нашему мнению, мог бы явиться анализ действующей системы скидок и понижающих коэффициентов, зафиксированных в Прейскуранте 10-01.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.10.2016