19-04-17 / 2017
Новости отрасли
Вопрос дня

Каких пунктов не хватает законодательной базе, посвященной операторскому бизнесу?

 Константин Гончаров, президент Группы компаний "Новотранс":

– Правовой статус оператора подвижного состава до сих пор законодательно не закреплен. Формулировки, которыми пользуются сейчас участники рынка, сильно размыты. Вопросы, связанные с работой порожнего вагона (а это наиболее актуальный для операторов вопрос), не находят отражения в транспортном законодательстве. В нем, в частности, четко не определена ответственность перевозчика за немотивированное отставление порожних вагонов от движения, а владельца инфраструктуры – за размещение порожних вагонов на путях общего пользования без учета воли оператора подвижного состава.

Между операторами и РЖД сложились взаимоотношения, но они, по сути, до сих пор не формализованы. Эти отношения должны быть рыночными, договорными. В договорах с перевозчиком операторы хотели бы видеть детальное отражение технологии взаимодействия. В частности, порядок перемещения порожних вагонов, проведения расчетов за занятие инфраструктуры приватными вагонами, порядок следования порожняка, оплаты его пробега и многое другое. Поэтому нормативное определение прав и обязанностей оператора будет способствовать выстраиванию полноценных отношений между собственниками подвижного состава, перевозчиком и владельцем инфраструктуры. Кроме того, это поможет распространить действие критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки не только груженого подвижного состава, но и порожнего. Нормализация нормативной базы позволит регламентировать работу операторов подвижного состава и увязать всю технологическую цепочку перевозочного процесса в единый механизм.

Евгений Трубин, заместитель руководителя подразделения по нормотворчеству и стратегическому развитию СРО "Союз операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ):

– Постановлением Правительства РФ утверждено Положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава, в котором определены их правомочия. Однако ни постановление, ни Устав железнодорожного транспорта не говорят о правовой природе договора на оказание операторских услуг, поэтому в одних случаях суды к таким договорам относят, например, нормы договоров аренды и агентирования, а в других применяют нормы законодательства о транспортной экспедиции.

Не определены и специальные требования к операторам – минимальное количество подвижного состава, наличие квалифицированных работников (диспетчерский аппарат, специалисты в области ремонта, безопасности), отсутствует норма об обязательном участии в саморегулируемой организации операторов и выполнении стандартов операторской деятельности.

Большое значение могло бы иметь разделение операторов на категории. Например, на общесетевых операторов, выполняющих перевозки на большинстве железных дорог, региональных, предоставляющих подвижной состав преимущественно на одной дороге (одном направлении), специализированных (для перевозок определенной номенклатуры грузов, для работы с определенными клиентами или только с определенным подвижным составом). Урегулирование этих вопросов на законодательном уровне позволило бы повысить качество и безопасность предоставляемых услуг.

Сергей Оленин, ведущий эксперт-аналитик АНО "Институт проблем естественных монополий" (ИПЕМ):

– Целесообразно детальное описание деятельности операторов в Уставе железнодорожного транспорта РФ. Необходимо законодательное закрепление операторской деятельности как публичной (предоставление вагонов, контейнеров для железнодорожных перевозок грузов должно осуществляться операторами на основе возмездных договоров, имеющих публичный характер). В законе должно быть закреплено владение (на правах собственности, аренды или ином законном основании) грузовыми вагонами, контейнерами, прошедшими в установленном порядке пономерной учет и зарегистрированными именно за лицом, претендующим на занятие операторской деятельностью. Также надо учесть страховку гражданской ответственности за причинение при осуществлении операторской деятельности вреда жизни, здоровью, имуществу иных лиц.

Кроме того, проблемным моментом в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность операторов, является то, что в настоящий момент почти все коммерческие перевозки осуществляются в вагонах частных собственников, которые изменяют уровень цен на предоставление вагонов в зависимости от конъюнктуры рынка.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.04.2017