28-06-17 / 2017
Новости отрасли
Вопрос дня

Есть ли сейчас необходимость в Методике определения потребного парка грузовых вагонов?

Олег Букин, генеральный директор АО "Первая грузовая компания":

– Операторское сообщество представило проект методики расчета потребного парка, который необходим для выполнения объема перевозок, заложенного в долгосрочной программе РЖД. Методика расчета оптимального количества потребного парка должна учитывать множество факторов: оборот вагона, среднесуточный объем погрузки на сети, дополнительные временные затраты на техническое обслуживание и ремонт вагонов, и другие.

На наш взгляд, такая методика необходима всем участникам рынка. При текущей высокой волатильности ставок операторам довольно сложно формулировать инвестиционные программы, которые напрямую зависят от ставки оперирования. Методика определения потребного парка позволит не только сдержать эту волатильность, но и определять востребованность родов подвижного состава, принимать решения по той или иной отрасли машиностроения, а также более взвешенно подходить к вопросам субсидирования приобретения вагонов.

Владимир Сосипаторов, генеральный директор АО "Первая тяжеловесная компания":

– Методика в первую очередь должна работать на упреждение, оценивать предстоящий период от полугода до года. Основная опасность – не "проспать" момент возникновения системного экстремума. Рынок очень чувствителен к его последствиям. Парк полувагонов в последние полгода близок к оптимальному (470–480 тыс. единиц). В пиковые периоды потребность может возрастать на 30–50 тыс. Рост объемов перевозок закрывается не только за счет численности парка, но и за счет эффективности его использования. Результаты расчетов методики должны публиковаться как индикатор для всех участников рынка, чтобы можно было оценить их объективность.

Владимир Тарасенко, генеральный директор ООО "УГМК-Транс":

– Не думаю, что такая методика необходима отрасли на сегодняшний день. У нас уже традиционно летом дефицит парка, зимой – профицит. И это вполне нормальная ситуация. Небольшой избыток – это даже хорошо, это резерв. Сейчас рынок сам все в состоянии отрегулировать. Если кто-то купил вагон, он его задействует в перевозках, если не может найти под него грузы – вагон станет приносить убытки, и от него рано или поздно придется отказаться.

Владимир Савчук, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий:

– Разрабатывать и принимать Методику определения потребного парка грузовых вагонов имеет смысл только в том случае, если на ее основе будет осуществляться государственное регулирование сегмента, в котором на сегодняшний день действуют рыночные механизмы с несколькими мерами господдержки спроса на отдельные рода грузовых вагонов.

Сейчас у участников обсуждения консолидированной позиции нет, потому что нерешенными остаются следующие вопросы: надо ли регулировать объем парка по отдельным родам грузовых вагонов, а если надо регулировать, то какими мерами? Сложность заключается в том, что в данном сегменте действуют рыночные законы спроса и предложения. Но поскольку рынок пока "молодой", то периодически он находится в "крайних" положениях: высокие цены и избыток вагонов (2012 год), низкие цены и дефицит вагонов (2015–2016 годы). Государственные регуляторы пока действуют не всегда, учитывая все экономические и технологические особенности функционирования рынка предоставления грузовых вагонов. Так, в конце 2014 года недопуск вагонов без сертификации при продлении срока службы вызвал сначала резкое сокращение парка и дефицит, а затем – резкий рост ставок на предоставление вагонов.

В целом мы полагаем, что участники рынка оперирования, их клиенты, производители грузовых вагонов заинтересованы прежде всего в прогнозируемости и долгосрочности политики регуляторов в отношении рынка. Поэтому наличие такой методики и соответствующих мер госрегулирования (в случае их принятия) может обезопасить рыночных субъектов от внезапных решений регуляторов, установить долгосрочные правила, повысить инвестиционную привлекательность закупок новых вагонов и увеличить технологическую эффективность работы железнодорожного транспорта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.06.2017