05-07-17 / 2017
Новости отрасли
Вопрос дня

Нуждаются ли в изменении границы тарифного коридора РЖД?

 Семен Резер, президент НП "Гильдия экспедиторов":

– На мой взгляд, действующий тарифный коридор находится в разумных границах. Другое дело, что сейчас в совершенствовании нуждается вся нынешняя система тарифов. Она все еще плохо согласуется с текущей рыночной ситуацией. Необходимо, чтобы РЖД совместно с грузоотправителями и другими причастными организациями обсудили сложившееся положение вещей и выработали единственно верное решение. При этом ОАО "РЖД" должно иметь возможность и сделать скидку, чтобы привлечь максимально возможное количество грузов на определенных направлениях, и ввести наценку, чтобы повысить доход там, где это приемлемо. Рынок – структура гибкая, динамично развивающаяся, и у железнодорожников должна быть возможность так же гибко и оперативно реагировать на все изменения, чтобы оставаться в тренде. А от РЖД в таком случае будет требоваться только обеспечение высокого качества предоставляемых услуг. Тогда мы сможем рассчитывать на более конкурентоспособные позиции на рынке, что, в свою очередь, обезопасит нас от оттока грузов на альтернативные виды транспорта и обеспечит нам максимальную доходность.

Андрей Рыженков, заместитель генерального директора АО "Первая грузовая компания":

– В современных рыночных условиях целесообразны все меры, направленные на привлечение грузовладельцев на железную дорогу. В данном случае притоку грузов на железнодорожный транспорт будут способствовать упрощение и прозрачность процедуры принятия решения по предоставлению скидки в границах тарифного коридора, а также увеличение числа предоставляемых скидок.

Владимир Тарасенко, генеральный директор ООО "УГМК-Транс":

– К любым решениям в области изменений тарифных механизмов необходимо подходить максимально аккуратно. С моей точки зрения, нынешние рамки тарифного коридора находятся в оптимальном состоянии. Коридор дает возможность железнодорожникам снижать цену вдвое – это хороший дисконт для грузоотправителей. Кроме того, есть опция 10-процентной наценки – такая надбавка не является критичной и в то же время позволяет зарабатывать ОАО "РЖД".

Андрей Громовой, генеральный директор ООО "Промнерудтранс":

– Границы тарифного коридора вполне достаточны. В рамках диапазона от –50% до +10% можно производить любые настройки в разумных пределах, исходя из конкретной ситуации. Другое дело, что процедура принятия решений достаточно сложна. Сегодня мы наблюдаем благоприятные рынки, где ценовая политика позволяет работать с хорошей рентабельностью, и здесь ОАО "РЖД" как раз за счет тарифных настроек могло бы пополнять свою доходную базу. В то же время есть другие отрасли, которые к уровню прошлого года демонстрируют в динамике худшие результаты. С точки зрения тарифообразования на неблагоприятных рынках, существующая гибкость могла бы поддержать эти рынки, сохранить грузовую базу или даже несколько простимулировать ее рост. Мы изначально выступали за ряд опций области применения тарифного коридора. В первую очередь он должен использоваться на основе обращения юридических или физических лиц, когда компания готова при определенной корректировке тарифа наращивать объемы перевозок грузов (в первую очередь высокодоходных) по железной дороге. Но это частная ситуация отдельно взятых юридических лиц. В то же время, по моему мнению, стоит обратить внимание не только на отдельные компании, но и на отдельные отрасли промышленности. Например, перевозки щебня из СЗФО по железной дороге снижаются в течение шести месяцев подряд к аналогичным периодам прошлого года. Работа на уровне руководства Республики Карелия по вопросу возможности снижения транспортной составляющей (тарифной и вагонной) пока ни к какому результату не привела. Рассмотрение вопросов на уровне собственников подвижного состава, ОАО "РЖД", Минтранса РФ остается без решений. Таким образом, есть хороший, рабочий тарифный механизм, но область применения его крайне мала.

Александр Поликарпов, заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий:

– Тарифный коридор – точечный механизм, который целесообразно применять только после детального анализа ситуации. Прежде чем говорить о конкретных тарифных решениях, целесообразно проработать правила и порядок применения тарифного коридора на предмет адаптации к условиям функционирования отрасли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.07.2017