18-05-21 / 2021
Новости отрасли
Вопрос дня

Что дала реформа вашей компании и отрасли?

Денис Смирнов, начальник Управления стратегического развития и корпоративного строительства АО "Федеральная пассажирская компания":

– Программа структурной реформы оказала фундаментальное влияние и на АО "ФПК", и на рынок пассажирских перевозок. Само появление АО "ФПК" как отдельного юридического лица – результат третьего этапа реализации программы. Между АО "ФПК" и ОАО "РЖД" был заключен долгосрочный договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, позволивший пассажирскому перевозчику планировать свою операционную и инвестиционную деятельность на долгосрочный период.

Принципиально важным для АО "ФПК" было обеспечение самостоятельной хозяйственной деятельности в условиях прекращения перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. За 10 лет после завершения реформы изменилась и государственная политика. У перевозчика появилась возможность самостоятельно устанавливать тарифы в дерегулированном сегменте, при этом объем субсидирования перевозок сократился с 34 до 9 млрд руб. в год. Себестоимость перевозок, обеспечиваемых АО "ФПК", в этот период росла более низкими темпами, чем инфляция. Это говорит о достижении цели структурной реформы в повышении эффективности перевозок.

Виктор Воронович, генеральный директор АО "ФГК":

– Для нас как компании, работающей в сегменте грузовых перевозок, важнейшим аспектом реформы видится создание в России конкурентного рынка железнодорожных грузовых перевозок. Вспомните ситуацию в отрасли в конце 90-х годов: степень износа основных фондов доходила до 70%, в том числе износ парка грузовых вагонов составлял 59%. На железных дорогах эксплуатировалось 22% полувагонов, уже выработавших установленный срок службы. Промышленность на фоне начавшегося тогда активного экономического роста остро нуждалась в кардинальном обновлении парка вагонов, их нехватка становилась фактором, критически ограничивающим экономическое развитие страны. Сегодня можно уверенно сказать: за эти годы участниками процесса – федеральными органами исполнительной власти, ОАО "РЖД", операторами подвижного состава – проделана колоссальная работа: мы работаем на конкурентном рынке с высоким уровнем прозрачности и доступности услуг.

Сергей Каратаев, генеральный директор Первой грузовой компании (ПАО "ПГК"):

– Реформа была необходимым шагом. До нее Министерство путей сообщения одновременно определяло "правила игры", исполняло их и контролировало результат. Если считать, что основной целью реформы было повышение эффективности работы железнодорожного транспорта за счет перехода от монопольного состояния отрасли к конкурентному, можно сказать, что она достигнута. Мы работаем на высококонкурентном рынке, постоянно развиваем технологии и сервис. К другому результату реформы можно отнести обновление парка грузовых вагонов. У нас в стране один из самых молодых вагонных парков в мире (12,7 года – средний возраст вагона), при этом его численность превышает 1,2 млн единиц.

На мой взгляд, в итоге всех структурных преобразований в России была создана уникальная рабочая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок, которая не имеет аналогов в мировой практике.

Что касается ПГК, скажу просто – без реформы не было бы изначально этой компании. Но с того времени многое изменилось, компания прошла определенный эволюционный путь. Сегодня ПГК – это крупнейший частный железнодорожный оператор в РФ, лидирующий по объему перевозок и грузообороту, а также активно растущий в новых сегментах, например в фитинговых платформах. Благодаря диверсифицированной структуре парка обслуживаем крупнейших клиентов на сети и эффективно выстраиваем логистику на федеральном уровне.

Алексей Ветлугин, заместитель начальника отдела стратегического развития и процессного управления центрального аппарата АО "ВРК-1":

– Масштаб влияния долгосрочных эффектов от проведения реформы еще не может быть определен в полном объеме, ведь запущенный механизм стал триггером для преобразований по всей вертикали управления и оперирования ж/д транспортом. Что касается нашей сферы деятельности, то перемены все еще продолжаются – совсем недавно прошел очередной виток реконфигурации вагоноремонтного рынка РФ, в частный сектор которого перешли АО "ВРК-2" и АО "ВРК-3", до недавнего времени входившие в холдинг "РЖД". Это также стало ожидаемыми последствиями реформы, и в связи с этим АО "ВРК-1" уже заранее начало готовить новую стратегию компании, учитывающую различные сценарии развития рыночной ситуации и моделирующую гибкие меры реагирования на усиление конкуренции и развитие новых направлений и грузопотоков.

Стоит отметить, что определенные существенные изменения в целом претерпела экономика грузовых перевозок – ведь ремонтная часть была долгие годы экономически привязана к самим перевозкам. В результате проведенной реформы оперирование парком грузовых вагонов и их ремонт выделены в отдельные рыночные сегменты.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.05.2021