29-05-13 / 2013
Новости отрасли
Во второй декаде мая Федеральное агентство ж/д транспорта сделало еще один шаг на пути к обеспечению безопасности грузовых перевозок

Запущен онлайн-сервис для проверки пригодности литых деталей вагонов. В целом участники рынка позитивно оценивают нововведение, но очевидно, что отрасли требуется большее. На кону - не просто возможные разрушения и финансовые издержки.

В силу ряда причин оказалось, что действенных фильтров, не допускающих к эксплуатации некондиционный подвижной состав или отдельные детали, не отвечающие современным требованиям, фактически нет. Сходы вагонов и иные нештатные ситуации лишь подтверждают этот тезис. По большому счету никому не известно, сколько некачественных деталей используется в настоящее время и когда может произойти их излом.

Справедливости ради стоит отметить, что не только ОАО "РЖД" пыталось вывести ситуацию в нормальное русло. Однако активности контрольных и надзорных органов не хватало системности (о чем, кстати, не раз говорили участники рынка, в том числе - на страницах нашего журнала). В связи с этим появление нового сервиса можно рассматривать как переход борьбы за качество на новый уровень. Согласно разъяснениям Росжелдора, опция дает возможность проверить деталь на пригодность перед установкой ее на вагон. Сервис сверяет деталь с базой, которая постоянно обновляется и доступна на странице сайта. Для наполнения базы данных агентство рекомендует всем предприятиям, осуществляющим ремонт грузовых вагонов, произвести подключение к этому программному продукту.

Если оставить за скобками ряд моментов юридического и технического плана, то можно сказать, что сделан серьезный шаг вперед на пути к недопущению некондиционных деталей на рынок. Ведь ранее забракованную в одном месте деталь можно было предъявить в другом - и так пытать счастья практически до бесконечности. Номинально отныне не нужно будет тратить время на поверку - достаточно свериться с базой данных и без дополнительных исследований, только по номеру, определить бракованное изделие. Но все же совершенно очевидно, что данная новация не является безусловным гарантом качества поставляемых для производства и ремонта деталей.

Начнем с того, что в последнее время научились подделывать номера надрессорных балок, боковин и т. д. Приложив небольшие усилия, можно поменять несколько цифр на поверхности детали - и формально мы будем иметь совершенно другое изделие. Соответственно, оно не будет фигурировать в "штрафной" базе данных.

Кроме того, нововведение Росжелдора никоим образом не затронет деятельность черных литейщиков, то есть подпольных производителей деталей. Как показывает практика, они весьма успешно используют фальшивые клейма известных производителей. И, к сожалению, новый сервис будет им отчасти на руку, поскольку, зайдя на сайт Росжелдора, можно будет точно узнать, какие номера не следует воспроизводить на контрафактных изделиях. Более того, нельзя исключить возникновения коллизий, когда под одним и тем же номером будет существовать одновременно несколько деталей официального и черного производства.

Логичным решением этих проблем, а также новым шагом к обеспечению качества поставок могла бы стать реализация модели, уже неоднократно обсуждавшейся заинтересованными сторонами и получившей их предварительное одобрение. Речь идет о том, чтобы формировать полную базу данных по каждой выпускаемой детали. В таком случае практически исключается риск появления двойников или деталей с измененным номером, поскольку судьбу каждого изделия, произведенного легально, можно будет отследить в режиме онлайн, вплоть до номера вагона, на котором деталь установлена. Представляется, что такой вариант интернет-сервиса был бы куда более эффективен и востребован.

Стоит также обратить внимание на проблему сезонности в статистике изломов. Очевидно, что чаще всего литье ломается при низких температурах, но официально ни причины этого, ни механизмы предотвращения таких инцидентов не определены. Нельзя сказать, что теплый сезон дает нам возможность расслабиться (составы сходили и летом), но не вызывает сомнений, что с середины осени риски изломов возрастут многократно. Хотелось бы, чтобы к этому времени мы имели что-то большее, чем только работающий в тестовом режиме, пусть и неплохой, онлайн-сервис.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер28.05.13Нет времени на раскачку