14-07-10 / 2010
Новости отрасли
Внутренние перевозки жома по железной дороге уже подросли почти на 30% к прошлому году, экспортные же снизились более чем втрое из-за перех...

Свекловичный жом – сопутствующий продукт производства сахара. Его высушивают, формируют из него гранулы и возят в основном в вагонах-хопперах (на них уходит около 50% от общего объёма). Большая часть жома традиционно поступает на экспорт в Европу и страны Северной Африки, где его добавляют в корм скоту. В России он в качестве кормовой добавки непопулярен и в последние годы сильно проигрывал более дешёвому фуражному зерну. В этом году ситуация может измениться: из-за засухи часть посевов погибла, и фуража, по оценкам экспертов, будет не хватать. В годы низких цен на зерновые рынок жома практически не имеет рынков сбыта ни внешних, ни – особенно – внутренних, и последний всплеск интереса к нему был где-то в 2007 году, вспоминает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов. Логистика этого вида груза раньше не была дешёвой, а в последние годы и вовсе не поддаётся пониманию, отмечает он: зерновозы очень дороги для такого дешёвого груза, что стало причиной почти полной переориентации перевозок (в первую очередь экспортных) гранулированного жома в Южном федеральном округе на автотранспорт. Стоимость перевалки жома в российских портах заметно выше, чем, например, на Украине. Кроме того, у России до сих пор нет на Балтике терминала для перевалки зерногрузов, и поток идёт через Латвию и Литву. Отгрузка на Балтику ограничена и нехваткой обратной загрузки зерновозов, например сахаром-сырцом, который появится не ранее весны 2011 года. На юге же жом грузят только прямым способом и только в мелководных портах Азовского моря и Дона, что заметно ограничивает рынки сбыта.

В этом году, по прогнозам ИКАРа, цены на жом могут подняться с $85–95 до $110-120, что не решает проблемы дорожающей логистики и газа. Поэтому гранулированный свекловичный жом в этом сезоне имеет смысл производить только заводам с лимитным газом и газовыми сушками, располагающим прессами глубокого отжима (механическая энергия на несколько порядков дешевле тепловой) и при условии удовлетворительной логистики на экспорт и внутренний рынок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.07.10Жом остаётся дома