21-12-20 / 2020
Новости отрасли
Внутренние перевозки угля тянули вниз общую динамику на сети РЖД в ноябре

Динамика грузовых ж/д перевозок после октябрьского подъема вновь пошла вниз, свидетельствует статистика ОАО "Российские железные дороги", с которой ознакомился "Интерфакс".

По подсчетам агентства, в ноябре падение объема транспортировки составило 0,7% - после того, как месяцем ранее существенно замедлилось до 0,4%. В сентябре оно было на уровне 1,1%, в августе - 1,3%, в июле - 4,5%.

Впрочем, текущие показатели - по-прежнему намного лучше, чем в начале 2020 г., когда в условиях "начала замедления мировой экономики", ухудшения эпидемиологической обстановки и срыва сделки "ОПЕК+" (эти факторы выделяли РЖД в своей июньской презентации) объемы транспортировки заметно просели (в январе падение отправок составляло 4,8%, к середине весны оно достигло 5,6% и лишь потом начало замедляться).

Основной причиной разворота динамики в ноябре (общие потери - 411 тыс. тонн) стали внутренние перевозки угля (- 519 тыс. тонн). После выхода в "плюс" в октябре (+1%) в конце осени они вновь "нырнули" вниз (-2,5%). Вслед за внутренними перевозками в ноябре снизился и импорт угля (-1,3% против +9,9% в октябре): потери в динамике составили 220 тыс. тонн. Подъем этих показателей в предыдущие месяцы замглавы монополии Алексей Шило называл "сезонной историей", связывая ее в первую очередь с "активным завозом угля для нужд ЖКХ" из Казахстана.

Объемы отправки каменного топлива за рубеж в ноябре остались сравнительно стабильными (+21 тыс. тонн) - за исключением того, что грузопоток переориентировался с портов на сухопутные пограничные переходы.

Экспорт (+185 тыс. тонн), транзит (+110 тыс. тонн) и сухопутный импорт (+48 тыс. тонн) нефтяных грузов в ноябре с лихвой компенсировали замедление внутренних перевозок (-196 тыс. тонн).

После подъема в начале осени вновь падают внутренние перевозки черных металлов и их импорт (в ноябре потери составили 337 тыс. и 46 тыс. тонн, соответственно). В связи с повышением таможенных пошлин на вывоз "кругляка" в ноябре продолжалось падение экспорта леса (-108 тыс. тонн): "месяц к месяцу" оно достигло 16,6%. При этом замедлились и внутренние перевозки (-151 тыс. тонн). Кроме того, затормозился и рост отправки по РФ минерально-строительных грузов (-223 тыс. тонн). В то же время вновь прибавляет экспорт удобрений (+261 тыс. тонн).

Динамика транспортировки руды - разнонаправленная. Внутренние перевозки продолжили снижаться (до -5,8% "месяц к месяцу": потери в ноябре составили 79 тыс. тонн). В минусе - экспорт (-148 тыс. тонн): помесячная динамика в ноябре вплотную приблизилась к нулю после "бодрой" середины года. Импорт, напротив, прибавляет (+157 тыс. тонн).

По итогам 11 месяцев 2020 г. в среднесуточном выражении падение перевозок замедлилось до 3,4% (разница с показателем в том же периоде 2019 г. - 132 тыс. тонн), в том числе объемы на внутренних маршрутах - до 3,8% против 4% в январе-октябре (отрицательная дельта - 87 тыс. тонн). При этом динамика экспорта улучшилась с -2,2% до -2% (-26 тыс. тонн) при улучшении отправок через порты (+3,9 против +3,4%, +34 тыс. тонн). Падение сухопутного импорта составило 8,9% против 9,3% за 10 месяцев (-17 тыс. тонн).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс21.12.2020