19-01-21 / 2021
Новости отрасли
Внутренние отправки стройгрузов и угля сдержали в декабре динамику ж/д перевозок в РФ

Падение грузовых ж/д перевозок в соотношении "месяц к месяцу" под конец 2020 года вплотную приблизилось к нулевой отметке, свидетельствует статистика ОАО "Российские железные дороги", с которой ознакомился "Интерфакс".

В последнем месяце IV квартала динамика отставала от показателя декабря 2019 г. всего на 0,3%. Промышленность РФ в определенной степени оправилась от "корона-кризисного" шока начала прошлого года, когда в условиях "начала замедления мировой экономики", ухудшения эпидемиологической обстановки и срыва сделки "ОПЕК+" (эти факторы выделяли РЖД) объемы транспортировки заметно просели.

По подсчетам агентства, в январе падение отправок составляло 4,8%, к середине весны достигло 5,6%, и лишь потом относительные значения начали выправляться. Серьезное их улучшение было отмечено в конце лета. Если в июле перевозки сократились на 4,5%, то уже в августе - только на 1,3%, а в сентябре - на 1,1%. Вторая волна позитива была зафиксирована в середине осени, когда динамика улучшилась до "минус 0,4%". И хотя в ноябре произошла коррекция до "-0,7%", декабрьские показатели стали лучшими за год.

При этом проявились две ярко выраженные разнонаправленные тенденции. Динамика внутренних перевозок в последнем месяце 2020 г. рухнула с ноябрьских "-1,6%" до "-6,2" (на 2,838 млн тонн), но "негатив" был с лихвой компенсирован международными отправками, которые в целом улучшились с "+0,6%" до "+7,6%" (+3,402 млн тонн), в первую очередь - за счет экспорта (с "+0,4%" до "+6,9%", +2,595 млн тонн).

Основной отрицательный вклад в падение "внутрянки" внес сегмент минерально-строительных грузов (-1,133 млн тонн; "-6,2%" против "+1,6%" в ноябре). По влиянию на общий показатель он обошел традиционных "лидеров" - топливные ресурсы. Падение перевозок угля в декабре ускорилось с 2,5% до -7,5% (-0,806 млн тонн), нефтеналива - с 11,3% до 12,7% (-0,266 млн тонн).

В то же время, в частности, увеличились внутрироссийские отправки руды ("-2%" против ноябрьских "-5,8%", +0,374 млн тонн) и черных металлов ("-13,8% против "-16,3%", +0,088 млн тонн), леса (+16,3% против +5,6%, +0,2 млн тонн, после повышения таможенных пошлин на вывоз "кругляка" и падения экспорта).

Экспорт в декабре прирос углем - на 19,8% против снижения на 0,2% месяцем ранее (+3,036 млн тонн, причем "плюс" фиксировался в транспортировке как через порты страны, так и через сухопутные пограничные переходы). На этот факт со ссылкой на данные "Российских железных дорог" обращал внимание "Коммерсантъ", уточняя, что в направлении портов северо-запада погрузка увеличилась на 14,5%, в направлении юга РФ - на 22,6%, Дальнего Востока - на 25,6%.

Нынешняя зима в Северном полушарии оказалась холодной, особенно в Азии, что вызвало резкий всплеск цен на газ, а это сделало работу современных угольных станций более рентабельной и подстегнуло спрос на твердое топливо, отмечала газета. Кроме того, по мнению экспертов, увеличению цен на энергетические угли способствовало восстановление промышленности после карантина. Дополнительным фактором являлись перебои экспорта из Индонезии из-за погодных условий.

В область положительных значений в декабре вышла динамика импорта ("+8,1%" против "-3,4%" в ноябре, +0,707 млн тонн). Вклад в этот рост, в том числе, внесли уголь ("+9,8%" против "-1,3%", +0,235 млн тонн, - в основном за счет поставок через сухопутные пограничные переходы; в РЖД ранее, в частности, выделяли тенденцию завоза угля из Казахстана для пополнения запасов топливного комплекса после прошлой теплой зимы) и черные металлы ("+24,6%" против "-21,3%", +0,131 млн тонн).

Подрос в декабре и транзит (с "+16,6%" до "+21,3%", +0,1 млн тонн). Заметно увеличился экспорт кокса через порты (с "+38,9%" до "+50,1%", +0,024 млн тонн),

По итогам всего 2020 г. в среднесуточном выражении падение перевозок замедлилось до 3,2% (разница с 2019 г. - 122 тыс. тонн), в том числе на внутренних маршрутах объемы отправок снизились на 4% (-90 тыс. тонн). Экспорт сократился на -1,2% (-16 тыс. тонн в среднем в сутки) при улучшении показателя доставки через порты на 4,3% (+38 тыс. тонн). Падение сухопутного импорта составило 7,6% (-14 тыс. тонн).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс19.01.2021