12-11-21 / 2021
Новости отрасли
Внутренние отправки сдерживают рост перевозок по сети РЖД от "доковидных" уровней

Динамика грузовых железнодорожных перевозок в РФ, с началом осени оттолкнувшаяся было вверх от "доковидных" уровней, уже в начале IV квартала исчерпала весь потенциал роста, свидетельствует статистика ОАО "РЖД", с которой ознакомился "Интерфакс".

Если в сентябре 2021 г. - после двух месяцев вблизи допандемийных значений 2019 года - подъем составил сразу 0,6%, то в октябре он даже замедлился на 0,1 процентных пункта, до 0,5%.

При этом перевозки по РФ продолжили проседать: снижение усилилось до 1,5% с 0,9-1,1% в предыдущих месяцах. По сути, именно "внутрянка", на долю которой приходится более половины всех объемов транспортировки, сдерживает общий показатель. Если в целом по сети РЖД в октябре 2021 г. было перевезено примерно на 0,59 млн тонн больше, чем двумя годами ранее, то на российских маршрутах - на 1,043 млн меньше.

Основной негатив (-0,88 млн тонн) вносит уголь, падение перевозок которого в середине осени ускорилось с 1,9% до 6%, а также руда (-0,56 млн), строительные грузы (-0,4 млн) и проседающий нефтеналив (-0,13 млн тонн). Сглаживают "внутреннюю" динамику лес (+0,35 млн тонн), удобрения (+0,13 млн) и зерновые (+0,1 млн).

В этих условиях главную поддержку общему показателю оказывает транзит (+0,88 млн тонн), хотя его доля и невелика, а рост заметно замедляется (в октябре - с 62,9% до 43,6%). На этих маршрутах прибавляют уголь (+0,21 млн тонн), удобрения (+0,08 млн), "нефтянка" (+0,06 млн), черные металлы (+0,04 млн) и, вероятно контейнеры.

В то же время, продолжает набирать силу экспорт, на долю которого приходится более трети перевозок. Его положительный вклад в совокупную динамику - 0,72 млн тонн, в основном - за счет угля (+0,59 млн), активно переориентирующегося на порты.

Кроме того, растут отправки за рубеж удобрений (+0,47 млн тонн), черных металлов (+0,36 млн), кокса (+0,14 млн). Экспорт "нефтянки" по сравнению с уровнями двухлетней давности по-прежнему "слаб" (-0,42 млн тонн), но стремительно выправляется (до -5,2% в октябре с -24,1% в августе).

Импорт по отношению к цифрам 2019 г. тоже вышел из "минуса" (+0,4% или 0,03 млн тонн). Основной вклад в динамику дают ввоз нефтеналива (+0,04 млн тонн), удобрений (+0,02 млн) и угля (+0,02 млн тонн), но прибавка почти полностью "съедается" широкой номенклатурой грузов.

По итогам 10 месяцев 2021 г. в среднесуточном выражении рост перевозок замедлился до 3,8% с 5% в I полугодии (разница с тем же периодом 2020 г. - 140,3 тыс. тонн), в том числе на внутренних маршрутах - до 1,6% с 2,7% (+34 тыс. тонн г/г), экспорт - до 5,1% с 6,5% (+65,8 тыс. тонн г/г), транзит - до 47,2% с 56,6% (+28,6 тыс. тонн г/г). В то же время динамика импорта вновь начала падать после улучшения с "+6%" до "+6,4%" и составила "+6,1%" (+11,9 тыс. тонн в среднем в сутки "год к году").

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.11.2021