19-07-22 / 2022
Новости отрасли
Внесение изменений об отмене штрафов для РЖД в Устав железнодорожного транспорта означало бы признание их, а это не обоснованно

Статьей 29 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено право как перевозчика, так и владельца инфраструктуры временно прекратить или ограничить перевозки (за исключением воинских и специальных) в следствие любых, не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств.

Для ограничений в отдельных направлениях необходимо письменное решение руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Ограничение погрузки и перевозок возможно и в случаях необеспечения своевременной выгрузки (перегрузки) грузополучателями, неприемом порожних вагонов получателями или сопредельными железными дорогами в уведомительном порядке и без решения федеральных органов исполнительной власти.

Статья 97 Устава содержит ссылку на статью 29 и освобождает перевозчика от уплаты штрафа за просрочку доставки в этих случаях. При этом формат указанных ограничений может быть связан с исчерпанием пропускной и провозной способности и предусматривать запрет приема грузов к перевозке сверх соответствующих лимитов и/или допускать возможность задержек в сроках доставки при достижении пороговых значений использования инфраструктурных мощностей. При условии длительных санкций, специальных военных действий или иных чрезвычайных регуляторных мер ограничительные условия в перевозках могут вводиться на соответствующий длительный срок. Но внесение изменений в Устав означало бы признание бессрочного характера таких санкций, действий и мер, что не является обоснованным.

Отмечу, что вопрос ответственности за выполнение обязательств по договору перевозки не должен связываться с объемом и составом нерегулируемых услуг. Уставом, в частности, ставятся вне закона любые договоренности, изменяющие положения об ответственности сторон, предусмотренные законодательством. В соответствии со статьей 114 любые, не предусмотренные Уставом соглашения перевозчика с грузоотправителями, грузополучателями, имеющие целью ограничить либо устранить ответственность, возложенную на перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей, считаются недействительными.

В условиях обстоятельств непреодолимой силы все стороны договора перевозки должны освобождаться от ответственности, включая перевозчика.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер19.07.2022