13-11-12 / 2012
Новости отрасли
Внедрение механизма электронной цифровой подписи сделало ЭТРАН юридически значимой системой

За десять лет система "Этран" стала полноценным инструментом управления перевозками, который постоянно продолжает совершенствоваться.

- Елена Акимовна, какие задачи изначально преследовались при внедрении системы "ЭТРАН"?

- Еще 16 лет назад, когда в МПС России была создана система фирменного транспортного обслуживания, нам пришлось решать задачу повышения качества наших услуг за счет создания более эффективного документооборота. Был проведен реинжиниринг действующих информационно-технологических решений и разработана автоматизированная система централизованной подготовки перевозочных документов "Электронная транспортная накладная" (ЭТРАН) - многоуровневый программный комплекс, обеспечивающий весь технологический процесс документооборота при работе с клиентом, начиная от приема заявки на перевозку груза, ее согласования, оформления перевозочных документов, расчетов провозной платы и прочего и заканчивая контролем выполнения принятого заказа. При этом заявка на перевозку грузов, перевозочный документ, ведомости подачи/ уборки, учетная карточка - все это уже рассматривается нами не в качестве разрозненных первичных документов, а как взаимосвязанные технологические звенья одной цепи.

Перед разработчиком ЭТРАН - компанией "ИнтэлЛекс" - была поставлена задача создать систему, которая должна автоматизировать жесткое соблюдение регламентов операций по принятым бизнес-правилам. ЭТРАН должна работать в строгом соответствии с утвержденными нормативными документами и выступать залогом соблюдения технологической дисциплины. Это был один из принципов, продиктованных ОАО "РЖД", и он же, кстати, стал самой большой проблемой, когда мы начали перевод сотрудников на использование новой информационной среды. Многие говорили: "а мы привыкли иначе", "а раньше можно было по-другому". Каждый хотел привнести что-то свое, тем самым нарушив технологию транспортного обслуживания, оформления или расчетов за перевозки грузов.

Но со временем все вошло в нужное русло. В результате внедрения системы ОАО "РЖД" получило солидный экономический эффект благодаря точности взыскания провозных платежей, потому что "зашитые" в систему правила расчетов минимизировали риски ошибок. Искажения, вызванные несвоевременным обновлением версий системы, теперь исключены.

ЭТРАН дает компании полную информацию обо всех принятых и согласованных заявках, оформленных перевозочных документах как на прием, так и на выдачу груза.

- Сколько пользователей насчитывает сегодня система, насколько выросло их число?

- В 2003 году был один клиент - ОАО "ЛУКОЙЛ". В 2005 году уже 174 промышленных предприятия подключились к АС "ЭТРАН" и оформляли заявки на перевозки грузов и перевозочные документы с рабочих мест своего офиса. Сегодня же к системе подключены более 7000 организаций и более 36000 пользователей.

- Какие новые функции АСУ дополнительно взяла на себя за время своего существования и как это отразилось на повышении качества работы самой системы фирменного транспортного обслуживания?

- Одним из важнейших преимуществ системы является возможность подключения к ней грузоотправителей. В ЭТРАН реализована функция по оформлению заявок и непосредственно перевозочных документов прямо с рабочих мест грузоотправителей. А это уже первый шаг к новому уровню сервиса!

Следующим значительным этапом развития электронного документооборота стало применение электронной цифровой подписи при оформлении перевозочных и иных документов. За последние пять лет в системе реализован практически полный объем функционала электронного документооборота между РЖД и пользователями услуг. Внедрение механизма электронной подписи во всем жизненном цикле электронного документа сделало ЭТРАН юридически значимой системой.

Новые требования возникли, когда стали появляться новые субъекты транспортного рынка, и с переходом от инвентарного парка вагонов к парку вагонов различной собственности возникла необходимость решать оптимизационную задачу, которая получила название "адресная подсылка порожняка".

Для этого в 2006-2007 годах была реализована автоматизированная система динамического распределения порожних вагонов. Начиная с 2010 года в рамках автоматизации процесса планирования и согласования заявок на перевозку грузов разработана автоматизированная система согласования заявок с учетом перерабатывающих способностей инфраструктуры. При согласовании в АС "ЭТРАН" заявок на перевозку грузов происходит проверка возможностей фронтов погрузки-выгрузки станций. В этом же году была реализована система продажи услуг по предоставлению вагонов в рамках агентских договоров, заключенных между РЖД и собственниками подвижного состава, от регистрации заключенного договора с клиентом до производства расчетов за предоставленные услуги.

Развитие данной системы продолжилось и в 2012 году при организации предоставления парка ВСП. ЭТРАН взяла на себя всю работу по ведению договорных отношений, учету перевозок, а также аналитике по использованию данных вагонов. Также в 2011 году была реализована система продажи предоставления услуги по временному размещению подвижного состава, не используемого в перевозочном процессе (услуга по отстою вагонов).

- Вы сказали о необходимости отражения в системе изменений в правовой базе.

Насколько своевременно это удается делать?

- Это одна из систем, способных в кратчайшие сроки приспособиться к новым "правилам игры", но, конечно, все изменения в уже сложившуюся, устоявшуюся систему не могут быть внесены мгновенно. Время, необходимое на внесение изменения, зависит от сложности и масштабности работ. К примеру, введенный в действие в январе 2012 года приказ Минтранса № 258 в установленные сроки нашел свое отражение в АС "ЭТРАН".

В систему были внесены такие изменения, как указание заявки на перевозку грузов формы ГУ-12 в накладной на порожний вагон, под которую отправляется вагон, а также проверка на этапе согласования уведомления на предъявление порожнего вагона возможности перевозчика принять вагон к перевозке. Внесение изменения и доработка программного обеспечения - это непрерывный процесс.

- Расскажите несколько подробнее, какое отражение находят в системе происходящие в последнее время изменения на сети, связанные с управлением частными вагонными парками.

- В данной ситуации необходимо было принимать кардинальные меры по регулированию порожних вагонопотоков, в том числе и с отображением данных мер в информационных системах.

Такие меры, прежде всего, были отражены в приказе Минтранса № 258, который направлен на регулирование отправления порожних вагонов под погрузку. Кроме того, с ростом числа собственников и операторов подвижного состава остро встал вопрос о контроле за вагонами, а точнее, за отображением актуальной информации о владельце вагона. Для решения этой проблемы было принято решение о создании электронной базы доверенностей в АС "ЭТРАН".

- Какие задачи стоят по дальнейшей интеграции системы со смежными информационными системами?

- В дальнейшие планы по развитию АС "ЭТРАН" непременно входит интеграция с системами финансового и производственного блока компании. Кроме того, ведется работа по интеграции с информационными системами органов государственной власти, участвующих в перевозочном процессе, таких как Федеральная таможенная служба и налоговые органы.

- Какими вам видятся общие горизонты развития системы "ЭТРАН"?

- За 10 лет успешной работы она превратилась в полноценный инструмент для управления перевозками. За счет реализации проекта трансграничного обмена данными система перешагнула рубежи страны. При этом в текущем году ЭТРАН мигрировала на новый, более производительный серверный комплекс.

Перед проектом открываются огромные перспективы, связанные с реформированием ОАО "РЖД" и появлением новых субъектов транспортного рынка грузовых перевозок, а соответственно, новых бизнес-процессов, которые необходимо автоматизировать.

С одной стороны, это бизнес-процессы операторских компаний, которые теперь напрямую используют возможности ЭТРАН в своих производственных системах.

С другой - изменения внутри ОАО "РЖД", появление новых типов услуг, оказываемых клиентам. В качестве примера можно привести комплексные транспортноэкспедиционные услуги, в последнее время активно продвигаемые ЦФТО. В обоих случаях ЭТРАН является общей интеграционной средой, обеспечивает саму возможность возникновения и развития новых бизнес-моделей. Превращение в информационную, техническую и технологическую платформу для реализации новых услуг клиентам ОАО "РЖД" и является сейчас главным вектором дальнейшего развития этой системы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.11.12Среда для бизнес-моделей