23-04-20 / 2020
Новости отрасли
Власти Кузбасса пожаловались на ограничения по вывозу угля от РЖД

Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев сообщил о проблемах с вывозом угля из региона на восток из-за ограничений РЖД. Перевозчик слова чиновника опровергает и настаивает, что делает "все возможное" для вывоза грузов

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев пожаловался председателю правительства Михаилу Мишустину о введении ограничений со стороны РЖД на вывоз экспортного угля. Об этом говорится в его письме от 17 апреля (документ есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердили два источника - в одном из профильных ведомств и среди грузовых операторов). РБК направил запрос в правительство Кемеровской области.

Поводом для обращения стало исполнение подписанного 18 марта соглашения между властями Кузбасса и РЖД об экспорте из региона на восток (в порты Дальнего Востока, для экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона) в текущем году 53 млн т угля. Но, как указывает Цивилев в письме, размер планируемого экспорта РЖД понимают неверно: "вывоз экспортного угля из Кузбасса на восток ограничен уровнем "не более 53 млн т" при исходной задаче вывезти "не менее 53 млн т". Для увеличения экспорта у транспортной монополии возможности есть, указывает губернатор: пропускная способность сейчас увеличивается из-за сокращения пассажирских перевозок на фоне пандемии.

Кроме того, губернатор обращает внимание:

Минэнерго внесло в правительство проект формирования плана перевозок, который касался и перевозок из Кузбасса, но, как указывает Цивилев, он был рассмотрен в закрытом режиме, без участия представителей Кузбасса, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и угольщиков. РБК направил запрос в Минэнерго и ФАС. При этом РЖД в проекте плана предлагают при распределении доступа к перевозке грузов по Восточному полигону (БАМ и Транссиб) начислять тариф не по кратчайшему расстоянию, а по "фактически пройденному", напоминает губернатор. Мера будет действовать в случае дефицита провозных мощностей, при этом госмонополия может получить право самостоятельно определять альтернативные маршруты. Грузоотправителям, не получившим квоту на вывоз угля по основным путям, придется либо соглашаться на рост стоимости перевозки, либо вовсе отказываться от нее. Но Цивилев подчеркивает, что маршрут вывоза угля из Кузбасса - безальтернативный, не содержит объездов. "Поэтому разрешение на произвольное увеличение расстояний перевозок в условиях спада погрузки на запад приведет к технологическим нарушениям в перевозочном процессе, росту оборота и простоя вагонов, убыткам", - пишет он. Глава региона также подчеркнул, что РЖД не предоставляют регулярную отчетность в правительство по увеличению пропускных способностей железнодорожных выходов из Кузбасса (от станций Мариинск и Междуреченск до Тайшета). "Хотя именно этот параметр является основным обоснованием вложения бюджетных инвестиций в проект [РЖД] и, соответственно, показателем их эффективности", - заключает Цивилев.

Подход РЖД "практически гарантирует неисполнение поручения президента по сохранению объемов вывоза угля из Кузбасса на восток", заключил Цивилев.

В РЖД, в свою очередь, настаивают, что компания "неукоснительно следует подписанному соглашению". "Никаких административных ограничений для вывоза угля из Кузбасса нет. Компания делает все возможное для использования имеющихся пропускных способностей и вывоза всех предъявляемых грузов", - сообщили РБК в пресс-службе. По данным госмопонополии, в марте из Кузбасса на восток было вывезено 4,8 млн т угля.

Ограничения на вывоз угля из Кузбасса на восточном направлении скажутся на угольщиках негативно, поскольку в Европе - обрушение спроса, считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. "Но реальной альтернативы перевозкам угля на восток у РЖД нет. Нефтепродукты туда не повезешь - это невыгодно. Скорее вопрос в оплате тарифа, получается, что грузополучатель теперь будет платить "по счетчику", - полагает эксперт. Он также указывает, что подобных ограничений нет в Хакасии, так что часть грузов угольщикам удастся перекидывать через нее.

Представители крупнейших грузоотправителей - Сибирской угольной энергетической компании, "Кузбассразрезугля" и Сибирского делового союза - отказались от комментариев.

Куда продают уголь из Кузбасса

Из Кузбасса уголь поставляют более чем в 60 стран мира, значительная часть идет в Республику Корея, Японию, Китай, Тайвань. В начале февраля в департаменте угольной промышленности Кемеровской области сообщали, что рассматривают также Азиатско-Тихоокеанский рынок: Индию, Вьетнам, Малайзию. В 2019 году в регионе добыли 250,1 млн т каменного угля. В августе 2018 года на заседании комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса президент Владимир Путин призвал наращивать присутствие России на мировом угольном рынке. Для этого нужно удвоить объем поставок в восточном направлении к 2025 году до 200 млн т, подчеркивал президент.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК23.04.2020