26-11-18 / 2018
Новости отрасли
Власти хотят обкатать на РЖД механизм оценки инвестпроектов для решений по дивидендам - Орешкин

Российские власти опробуют на ОАО "РЖД" механизм оценки рентабельности инвестпроектов для принятия решений о размере дивидендных выплат.

Дивидендную политику госкомпаний регулирует распоряжение правительства от 29 мая 2006 г. №774-р, согласно этому документу, они должны отдавать акционерам не менее 25% прибыли. Однако на деле чиновники уже несколько лет борются за выплату не менее половины прибыли, в сражениях с отраслевыми лоббистами постепенно сокращая список компаний, добывающих себе исключение из общего для госкомпаний правила (премьер Дмитрий Медведев еще в 2017 г. подписал директиву о 50% прибыли на дивиденды). В 2016 г. Минфин подготовил поправки в распоряжение №774-р, включая фиксацию нормы о 50% прибыли, но после долгих согласований они были утверждены лишь частично, и минимальная планка в 25% прибыли в документе осталась. Недавно к этой идее вернулись вновь: Минэкономразвития подготовило, а Минфин согласовал проект соответствующего распоряжения правительства. Пока оно не подписано, а вице-премьер Максим Акимов выразил скепсис относительно общего для всех госкомпаний правила: "жизнь богаче", и над тем, чтобы нормировать финансовую политику компаний, где государство не единственный собственник - над этим "надо, мягко говоря, дополнительно подумать", отмечал чиновник.

Необходимость финансировать капиталоемкие инвестпроекты - главный аргумент, при помощи которого госкомпании добиваются исключений из общего правила. В случае с РЖД, принадлежащими государству на 100%, выплата дивидендов только на привилегированные акции заложена в комплексном плане развития магистральной инфраструктуры и долгосрочной программе развития компании.

"Позиция, которую четыре стороны высказали - у нас было письмо в правительство, которое подписал я, Дитрих, Белозеров и Артемьев, - предполагает детальный анализ конкретных инвестиционных проектов, реализуемых РЖД. С точки зрения грузовых проектов - это достижение определенных норм рентабельности этих инвестиций для РЖД, с точки зрения проектов в пассажирской сфере - это та же рентабельность, но уже с учетом не только прибыли, но и социально-экономических эффектов, которые для экономики в целом оцениваются. Вот эту работу мы сейчас будем проводить, и мы считаем, что результаты этой работы должны учитываться и рассматриваться, когда будет анализироваться и решаться вопрос в том числе по дивидендам", - сказал журналистам в Санкт-Петербурге глава Минэкономразвития Максим Орешкин, напомнив, что вопрос о дивидендах госкомпаний еще будет обсуждаться на совещании у Д.Медведева.

"По РЖД мы продвинулись глубже всего с точки зрения анализа конкретных инвестпроектов и анализа их эффективности. То есть нужно уходить от простой дискуссии "дам - не дам" и приходить к дискуссии об эффективности использования того или иного ресурса", - отметил министр.

На вопрос о том, будет ли проведен такой же анализ для других госкомпаний, М.Орешкин ответил: "Давайте с РЖД пройдем эту итерацию. Мы считаем, что если опыт себя зарекомендует с положительной стороны, конечно, он должен быть распространен".

"Анализ мы сейчас ведем, я думаю, мы в первом полугодии следующего года закончим, и дальше будем смотреть, насколько эти результаты могут быть использованы", - добавил он.

Министр не стал отвечать на вопрос, повлияет ли этот анализ на выплаты госкомпаний по итогам 2018 года. "Я бы не делал сейчас каких-то конкретных выводов. Наша задача - сделать анализ и представить его в правительство, и дальше правительство будет уже решать, как его использовать", - сказал М.Орешкин.

Просто заявить инвестпроекты - недостаточно, чтобы рассчитывать на отдельное решение по дивидендам, следует из слов министра. "Вопрос же в рентабельности. Это вопрос внутренней нормы доходности по этим инвестициям. Если ты инвестируешь, то ты должен продемонстрировать увеличение прибыли в будущем от этого проекта", - сказал он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.11.2018