19-10-12 / 2012
Новости отрасли
Владморпорт оспаривает свой монопольный статус

Владивостокский морской торговый порт (ВМТП), похоже, не готов мириться со статусом "монополия", закрепленным за ним приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ) в апреле этого года. Администрация порта оспаривает это решение ведомства в суде, указывая на то, что из-за введения ценового регулирования компания ежегодно будет нести убытки в размере 712 млн руб. Еще до рассмотрения дела в суде ВМТП удалось в качестве обеспечительной меры приостановить действие приказа ФСТ.

Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) оспаривает в Арбитражном суде Приморского края апрельский приказ ФСТ, по которому порт был включен в реестр субъектов естественных монополий. Судебное разбирательство по этому делу назначено 30 октября. При этом суд уже принял обеспечительные меры, приостановив на время приказ ФСТ.

В своем исковом заявлении ВМТП сообщает, что спустя 2,5 года после исключения порта из числа монополистов ФСТ отменила приказ 2009 года и вновь включила компанию в соответствующий список. "Мы считаем, что за этот период не возникло никаких новых обстоятельств, которые сделали бы положение ВМТП монопольным", - прокомментировал ситуацию вице-президент по корпоративным коммуникациям FESCO Станислав Вартанян (FESCO контролирует 95,6% акций ВМТП). Вместе с тем, как указывает ВМТП в своем исковом заявлении, подобная мера не только не дает порту на равных конкурировать с другими компаниями, но и лишает компанию части доходов. Так, по оценке ВМТП, из-за введения ценового регулирования и тарифов, утвержденных еще в 2003 году, его ежегодные убытки могут составить 712 млн руб. Из чего складывается такая сумма, в FESCO отказались пояснять "до окончания судебного разбирательства". По оценке Ярослава Кулика из Art De Lex, 712 млн руб. - это сумма, на которую упадут доходы ВМТП при введении госрегулирования тарифов порта.

В ФСТ заявили РБК daily, что их приказ о включении ВМТП в реестр монополистов небезоснователен и был принят на основании решения Арбитражного суда Москвы. Стороны вот уже несколько лет с переменным успехом судятся по этому вопросу. Последний процесс завершился в феврале 2011 года в пользу ФСТ. Тогда ведомство ссылалось на то, что ВМТП переваливает в бухте Золотой Рог 100% наиболее значимых грузов, среди которых зерно, сахар, уголь, руда, нефтепродукты.

Включение порта в реестр монополистов предполагает, что компания будет полностью согласовывать свои тарифы с ФСТ: как тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, услуги по обслуживанию паромов, буксиров при швартовных операциях, так и, например, тарифы за стоянку судна у причалов порта. На данный момент практически все крупные порты внесены в этот список.

По словам Владимира Савчука из ИПЕМ, для портов, включенных в реестр монополистов, как правило, устанавливаются жесткие тарифные ставки, которые практически невозможно изменить в течение года. Таким образом, порт лишен гибкости в проведении тарифной политики, может проигрывать в конкурентной борьбе за грузопотоки, говорит аналитик, отмечая, что доказать немонопольный характер деятельности порта очень сложно.

Сегодня ВМТП является лидером по обработке контейнерных грузов в Дальневосточном регионе, занимая долю 37,9%. По итогам прошлого года грузооборот ВМТП составил 6,39 млн т. Всего в 2011 году компания заработала 2,9 млрд руб., из них чистая прибыль - 792 млн руб. Безусловно, признание ВМТП монополистом приведет к тому, что порт окажется на грани рентабельности, но надо понимать, что нахождение в соответствующем реестре - вполне нормальная практика, затрагивающая практически всех значимых игроков на рынке, говорит директор агентства "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров.

Просто теперь компании придется эффективнее прорабатывать свою ценовую политику, считает аналитик.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily18.10.12Не такой, как все