03-11-10 / 2010
Новости отрасли
Владимир Якунин, РЖД "Единственный ресурс, который у меня есть, - это мое имя"

Несмотря на спад перевозок на 15% в прошлом году, в 2009 г. РЖД заработала рекордные 152,2 млрд руб. прибыли по МСФО при сократившейся на 4% выручке. Нынешний год, судя по всему, будет еще лучше - за первые три квартала перевозки выросли на 9,6%. Но при этом РЖД продолжит программу приватизации - в ноябре компания продаст на бирже 35% одной из крупнейших "дочек", "Трансконтейнера", а в следующем году отдаст и самый лакомый кусочек - контрольный пакет акций Первой грузовой компании (ПГК). Активом интересуются Геннадий Тимченко, Владимир Лисин и частный оператор Globaltrans, за 75% акций ПГК железнодорожная монополия может получить около $6 млрд, рассказал в интервью "Ведомостям" президент РЖД Владимир Якунин. Но этого компании мало: она лоббирует введение платы за использование автодорог, чтобы остановить переток грузов с железнодорожного транспорта к автомобильному. Деньги РЖД нужны: она реанимировала проект достройки БАМа, а после успешного запуска намерена серьезно вкладываться в развитие высокоскоростного железнодорожного движения России. Потому что, по мнению Якунина, 2000 км высокоскоростных магистралей - это слишком мало для России.

- На днях первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что в 2013-2015 гг. можно продать 25% минус 1 акция РЖД. На ваш взгляд, когда вообще можно говорить о приватизации и стоит ли ее проводить?

- К вопросу приватизации приходят рано или поздно все монополии. Немцы, как известно, хотели приватизировать Deutsche Bahn, но в конце концов отказались от этой идеи. Но к ней они шли несколько десятков лет. Вопрос приватизации РЖД, конечно же, со мной обсуждался, и я считаю, что перед тем, как это делать, мы должны завершить выполнение всех пунктов программы реформирования железнодорожного транспорта: исключение субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, должно быть прекращено перекрестное субсидирование между видами грузов, должно быть изменено тарифное регулирование грузов - например, вопрос установления сквозного тарифа на контейнеры должен быть передан в РЖД - мы больше всех заинтересованы в том, чтобы контейнеров было как можно больше. Этих результатов мы должны достичь в 2011 г., после этого можно говорить о приватизации РЖД. Но я считаю, что объем приватизируемого пакета должен быть существенно меньше блокирующего. Мы с миноритариями не работали, а отношение с ними особое. Инвесторы придут в наш капитал, чтобы зарабатывать деньги. Значит, мы должны обеспечить рентабельность не в 1%, как в прошлом году, а хотя бы в 5% - иначе кто будет в такую компанию инвестировать?

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости03.11.10"Я никому ничего приказать не могу"