24-11-11 / 2011
Новости отрасли
Владимир Якунин напомнил, что тарифы на проезд устанавливает не "РЖД", а субъекты Федерации

Наш гость, президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин, рассказывает читателям "Трибуны" о проблемах и перспективах этой важнейшей отрасли экономики

- С 1 января будущего года планируется повысить на 6% тарифы на грузовые перевозки. Означает ли это, что и цены на товары в магазинах поднимутся, поскольку в их стоимость заложена транспортная составляющая?

- В ближайшие годы государство планирует корректировать тарифы естественных монополий на уровне инфляции. При этом железнодорожные тарифы традиционно индексировались ниже, чем тарифы других естественных монополий: цены на газ или электричество всегда росли быстрее, не вызывая при этом резких скачков цен.

С 2002 года, по данным Росстата, железнодорожный тариф вырос в 2,6 раза, тогда как тарифы в угольной отрасли - в 5,1 раза, в топливной - в 4,2 раза, в металлургии - в 3,7 раза, в электроэнергетике - в 3 раза. Вследствие сдерживания железнодорожных тарифов транспортная составляющая в цене продукции снизилась практически по всем видам грузов: по коксующимся углям на 40%, по сырой нефти - на 41% и так далее.

Правление компании всегда поддерживало действия, направленные на стимулирование развития экономики и сдерживание тарифов госмонополий. Такая политика создает позитивные импульсы для промышленности и снижает инфляционную нагрузку на экономику. В то же время "РЖД" являются инфраструктурной компанией, а развитие и модернизация инфраструктуры требуют серьезных финансовых вложений. И если тарифы сдерживаются на уровне инфляции, то нужно искать иные решения финансирования инвестиционных проектов "РЖД" с учетом господдержки. Иначе с 2012-2013 годов сеть российских железных дорог неизбежно столкнется с естественными ограничениями перевозок. Сеть не сможет обеспечить требуемый прирост перевозок отдельных грузов - строительных, нефтяных, угля, руды. А каждая тонна невывезенных грузов - это несозданные новые производства и рабочие места, недополученные налоги и поступления в бюджет. Потери могут быть колоссальными.

- Недавно президент Дмитрий Медведев потребовал навести порядок в железнодорожных грузовых перевозках. С чем были связаны периодические перебои в поставках, в частности угля из Кемеровской области в соседние регионы к началу отопительного сезона?

- В настоящее время регионы Сибири не испытывают проблем с перевозкой таких грузов, как зерно и уголь, для которых наступил сезонный пик погрузки. Однако в целом в работе сети железных дорог наблюдается дисбаланс, вызванный отсутствием законодательной базы, регулирующей процесс организации управления частным вагонным парком.

Сегодня в России работает свыше 1800 собственников подвижного состава, которые сами определяют маршруты движения своих вагонов и станции назначения, исходя из собственной коммерческой выгоды, не принимая во внимание возможности инфраструктуры и перерабатывающую способность станций. Поэтому на многих станциях скопились порожние вагоны, которые мешают нормальному движению по железной дороге.

Другой проблемой, тормозящей реформирование отрасли, стало ценообразование на пользование вагонами частных операторов. Реальная стоимость подвижного состава намного превосходит государственный тариф, потому что собственники и операторы самостоятельно устанавливают вагонную часть тарифа, и она постоянно растет. Это отражается не только на конечной стоимости перевозимой в таких вагонах продукции, но и на всех экономических процессах в стране.

Ситуация требует незамедлительного вмешательства государства, а именно: внесения изменений в действующее законодательство для того, чтобы разработать единую систему управления вагонным парком. Соответствующие нормативные акты уже готовятся.

Но и мы стараемся предпринимать все необходимые шаги по повышению эффективности управлением движением. В "РЖД" сформирована специальная рабочая группа, принимаются меры по оптимизации маршрутов и логистики перевозок. Это и позволило стабилизировать обстановку.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Трибуна24.11.11Стальные нервы России