11-04-12 / 2012
Новости отрасли
Владимир Якунин: Мне приходится слышать упреки в том, что реформа ж/д транспорта "пробуксовывает"

Периодически мне приходится слышать упреки в том, что реформа железнодорожного транспорта "Пробуксовывает" и что в этом виновато ОАО "РЖД", которое не хочет терять контроль над "лакомыми кусками" железнодорожного бизнеса.

Эти же люди пытаются рассказать мне о "тяжкой доле" частных операторов, интересы которых якобы ущемляются. Однако они забывают о том, что в этой сфере есть и другие интересы, прежде всего общественные, и их также необходимо учитывать, находя оптимальный баланс между социальной и экономической результативностью в деятельности железнодорожного транспорта. ОАО "РЖД" четко соблюдает сроки реализации реформы, выполняя все установки государства. Это подтверждено на уровне Правительства РФ и председателя Правительства РФ, чью оценку, как глава госкомпании, я считаю наиболее авторитетной. Проблема состоит в том, что законодательный механизм обеспечения этого процесса серьезно запаздывает, поэтому рынок у нас получается с перекосами. Что мы наблюдаем сегодня в результате либерализации сегмента грузовых перевозок?

Снижение эффективности использования вагонного парка и совершенно неконтролируемый рост доходов частных операторов, который связан с отсутствием какого-либо регулирования вагонной составляющей. И это считается нормальным. Операторы хотя и жалуются на свою судьбу, вообще говоря, люди не бедные - в списке Forbes немало руководителей частных грузовых компаний. В то же время РЖД зарабатывают деньги для государства (своего главного акционера), работая по регулируемому тарифу. При этом из Минфина и Минэкономразвития нам все время говорят о необходимости сдерживания роста инфраструктурной составляющей тарифа. По этой причине компания испытывает перманентный дефицит инвестиционных средств и вынуждена обращаться к государству за дотациями на поддержание нормального состояния инфраструктуры, а вся маржа, которую можно было бы получать рыночным способом в интересах развития ж/д сети, уходит в карман частного владельца вагонов. Это несоответствие, на мой взгляд, противоречит общественным интересам. Прямым следствием такого положения дел является, например, снижение уровня безопасности на железной дороге. Участились аварии по причине брака железнодорожной техники (я об этом подробно писал в одном из недавних постов).

В условиях общей либерализации отраслевых правил ответственность за эти случаи оказалась размытой, нет системы жесткого технического контроля. А ответственность за все форс-мажоры, которые происходят на сети железных дорог, как несли, так и несут РЖД. То и дело возникают новые инициативы по дальнейшему членению единой системы под лозунгом "рынок все отрегулирует ". Речь в первую очередь идет о скорейшей приватизации локомотивной тяги.

Между тем отделение локомотивной тяги от инфраструктуры в подавляющем большинстве стран признано неэффективным. Меня удивляет, что люди, яростно отстаивающие рыночные принципы, не задумываются о специфике железнодорожного транспорта, где потери от бездумной дезинтеграции единой инфраструктуры могут быть очень высоки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.04.12"Издержки" реформы