15-06-15 / 2015
Новости отрасли
Владимир Якунин: 10 лет во главе РЖД

14 июня 2005 года Владимир Якунин был назначен президентом ОАО "РЖД". 10 лет под его руководством компания развивалась, стремясь наиболее полно удовлетворить рыночный спрос на перевозки, повышая эффективность деятельности и качество предоставляемых сервисов. И за этот период удалось сделать немало.

Реформы и инвестиции

Одно из достижений В. Якунина - проведение глубокой реформы российских железных дорог, которая осуществлялась в четыре этапа. Во время первых трех из них сложная государственная структура Министерства путей сообщения была преобразована в диверсифицированный холдинг с системой бухгалтерского и налогового учета, предоставляющий достоверную информацию по результатам хозяйственной деятельности и видам бизнеса.

Особо стоит отметить: системы менеджмента и в холдинге, и в дочерних обществах с самого начала строились в соответствии с общепризнанными международными стандартами с применением лучших мировых практик. В частности, были привлечены независимые директора, при совете директоров созданы комитеты, сформирована система единых корпоративных политик и внедрены принципы проектного управления.

Концепция реформы, принятая в 2007 году, привела к обособлению в рамках ОАО "РЖД" блоков по управлению отдельными видами бизнеса. К концу 2012-го все ключевые подразделения были собраны в единую вертикаль. Появился Корпоративный центр управления и его региональные структуры, что обеспечило интеграцию холдинга и горизонтали.

Была создана практически новая, непохожая на модель ни американских, ни европейских железных дорог система железнодорожного транспорта для обслуживания перевозок, в которых нуждались национальная экономика и население страны.

В результате реформы появились частные пассажирские перевозчики, предприятия в сфере ремонта и обслуживания подвижного состава. Были созданы условия для привлечения частных инвестиций в конкурентные сегменты рынка. В целом железнодорожные операторы вложили свыше 400 млрд руб. в приобретение грузовых вагонов.

Четвертый этап реформы позволил стабилизировать развитие железнодорожной инфраструктуры, помог сформировать рынок конкурентных услуг в отрасли и обеспечил сокращение издержек на организацию перевозок холдингом. Причем компания выполнила поставленную президентом РФ Владимиром Путиным задачу снижения удельных расходов на 2-3% ежегодно.

В ходе реформы ряд подразделений ОАО "РЖД" превратились в самостоятельные компании - дочерние общества, что, в свою очередь, обеспечило развитие конкуренции на рынках проектно-изыскательских и строительных работ, промышленного производства, логистики, в социальной и других сферах деятельности. В дальнейшем пакеты акций созданных компаний холдинг смог поэтапно продавать, чтобы вырученные средства можно было инвестировать в развитие железнодорожной инфраструктуры.

В ОАО "РЖД" достаточно эффективно стали использовать инструменты аутсорсинга. Это тоже было с самого начала заложено в стратегии управления для оптимизации работы. Если поначалу частным компаниям передавались лишь те функции, которые были напрямую не связаны с обеспечением безопасности перевозок, то в последние годы удалось существенно продвинуться вперед - на аутсорсинг выделено содержание всего парка локомотивов. И, как показывает практика, решение оказалось правильным, в том числе с точки зрения снижения затрат ОАО

"РЖД": сервисные компании проявили себя наиболее компетентными в сфере технического обслуживания и ремонта локомотивов.

Результаты работы холдинга в целом показывают: созданная корпоративная система управления получилась устойчивой и сбалансированной, что создает прочную основу для ее дальнейшего развития.

Инновации и логистика

Несомненная заслуга В. Якунина - это усиление акцента на клиентоориентированность, которая сегодня превратилась в один из ключевых целевых параметров. В итоге в ОАО "РЖД" стали предлагать клиентам новые сервисы, перевозки поездами по расписанию, в ускоренном и экспресс-режимах. В том числе это касается контейнерных поездов, в которых заинтересованы многие отправители для доставки своих грузов точно в срок. Была повышена интенсивность транспортировок. Увеличена производительность локомотива - до одного из самых высоких уровней в мире.

Технологическая координация участников рынка железнодорожных услуг позволила улучшить управление перевозками и снизить риски простоев вагонов в пути.

За истекшие 10 лет в холдинге активно внедрялись инновации. За счет современных технологий и автоматизации удалось заметно усовершенствовать работу сортировочных станций. Серьезные улушения произошли в системе обеспечения и управления тягой. А теперь в ОАО "РЖД" внедряют сквозные полигонные технологии. Все это помогает внутренние задержки на сети сводить к минимуму.

Компанией сделаны конкретные шаги по переходу к интеллектуальному железнодорожному транспорту, что предусматривает развитие компьютерных систем обеспечения безопасности движения и спутниковых систем управления.

Реформы привели к глубоким преобразованиям пассажирского комплекса холдинга. Стало развиваться высокоскоростное и скоростное движение. В декабре 2014 года, в частности, исполнилось 5 лет с начала курсирования поездов "Сапсан" между Москвой и Санкт-Петербургом.

Благодаря реформам и инновациям сегодня холдинг может предложить клиентам не только железнодорожную перевозку, но и целый ряд сопутствующих услуг, например, сервисы "от двери до двери" с участием нескольких видов транспорта. Такие услуги реализуют его дочерние компании, скажем "РЖД Логистика".

Выходя на логистический рынок, ОАО "РЖД" намерено не только стать крупнейшей транспортной компанией, но и выйти в лидеры как международный логистический оператор. Логистика стала связующим звеном глобальных внешнеторговых отношений между странами и дополнительным фактором привлечения на сеть транзита, прежде всего по международным транспортным коридорам Восток - Запад и Север - Юг.

Инжиниринг и международное признание

ОАО "РЖД" активно осуществляло взаимодействие с другими железными дорогами - это касается как пространства 1520, так и сотрудничества по линии Международного союза железных дорог (МСЖД), участия в иных международных организациях. Благодаря председательству в МСЖД В. Якунина удалось начать реализацию целого ряда крупных совместных проектов, включая, например, развитие автоматических систем перехода железнодорожного подвижного состава с одной ширины колеи на другую и разработок совместной картографической системы. 3 декабря 2014 года В. Якунин был избран председателем МСЖД на второй двухлетний срок. Это еще одно подтверждение того, что курс, который был предложен ОАО "РЖД" для укрепления взаимодействия железных дорог разных стран, оказался верным.

В России успехи ОАО "РЖД" подтверждены многочисленными наградами. Например, в 2014 году годовой отчет компании стал победителем нескольких конкурсов. ОАО "РЖД" получило премию в номинации "Лучшая интегрированная система энергоменеджмента на транспорте". А 29 января в Москве премьер-министр России Дмитрий Медведев вручил В. Якунину свидетельство о присвоении ОАО "РЖД" премии правительства РФ в области качества. При этом особо подчеркивалось: эффективное развитие железнодорожного транспорта - это процесс, в котором задействованы все участники рынка. Их эффективное партнерство с российскими железными дорогами создает предпосылки для стабильности экономического развития России.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру15.06.2015