16-04-19 / 2019
Новости отрасли
Владимир Путин спешит в Петербург

Владимир Путин готов изменить маршрут первой в России высокоскоростной железной дороги - вместо Нижнего Новгорода она может протянуться до его родного Санкт-Петербурга

Президент Владимир Путин поддержал проектирование высокоскоростной железной дороги Москва - Санкт-Петербург. "Согласен", - написал он 10 апреля в ответ на просьбу врио губернатора города Александра Беглова и гендиректора РЖД Олега Белозерова. "Ведомости" ознакомились с копией документа, подлинность подтвердили два человека, близких к РЖД, и федеральный чиновник.

Проект полностью отвечает требованиям майского указа, поможет развитию Санкт-Петербурга и городской агломерации, убеждали Путина авторы письма. ВСМ сократит время в пути до двух часов, а пассажиропоток между двумя городами вырастет втрое - с 11 млн до 33 млн человек в год.

Проект ВСМ до Санкт-Петербурга обсуждался много лет. Обоснование инвестиций было готово в 2009 г., сообщают авторы письма Путину. Стоимость проекта в документе не оценивается, но в 2015 г. РЖД рассчитывала, что стройка обойдется в 984,4 млрд руб. Eсли предположить, что это была сумма в ценах II квартала 2015 г., то в I квартале 2019 г. она составит не менее 1,13 трлн руб., стоимость может увеличиться и в результате проектирования, подсчитал партнер EY Дмитрий Ковалев.

Eще недавно правительство направило президенту доклад, в котором поддержало строительство ВСМ до Нижнего Новгорода стоимостью 621,5 млрд руб., из которых по 200 млрд должны предоставить бюджет и РЖД. Дорогу включили в комплексный план развития инфраструктуры, но единства в Белом доме не было - проект поддерживал курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов, а критиковал первый вице-премьер Антон Силуанов. "Экономический смысл практически отсутствует - эти инвестиции не отобьются", - говорил он, сомневаясь в корректности оценки будущего пассажиропотока.

Президент готов сделать выбор в пользу дороги до Петербурга, говорят федеральный чиновник, три участника правительственных совещаний и человек, близкий к РЖД. Проработка ВСМ до Нижнего Новгорода продолжается, настаивает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. "По всей видимости, президент не будет делать публичных заявлений, тема ВСМ в Казань и Нижний Новгород просто уйдет с повестки дня", - считает федеральный чиновник. Направлений высокоскоростного железнодорожного движения много и все потенциально перспективные, говорит представитель Акимова. Представитель РЖД отказался от комментариев, а Беглова - не ответил на запрос "Ведомостей". Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 г. предполагает строительство в том числе линии высокоскоростного сообщения Москва - Санкт-Петербург, напомнил представитель "Скоростных магистралей" ("дочка" РЖД).

Аргументы в пользу дороги до Петербурга высказывал министр экономического развития Максим Орешкин в конце прошлого года, сообщив, что его ведомство ведет такие подсчеты. Железная дорога начинает выигрывать у авиации, когда время в пути на поезде сокращается менее чем до трех часов, говорил он в феврале в интервью "Ведомостям", снизится нагрузка на перегруженные авиаузлы в Москве и Петербурге, появится возможность вернуть на базовую ветку Москва - Петербург грузы, вынужденные из-за скоростного движения медленно идти в объезд.

Хотя авторы письма апеллируют к майскому указу Путина, вряд ли удастся завершить стройку ВСМ до Санкт-Петербурга в этот президентский срок, сомневаются несколько участников правительственных совещаний. Eсли бы в 2009 г. проект дороги до Петербурга не остановился, то его подготовка заняла бы 2,5 года и только в середине 2012 г. удалось бы начать строительство, вспоминает участник правительственных совещаний, сейчас по ВСМ в Санкт-Петербург были бы запущены поезда.

Минтранс и правительство отказались от идеи, поскольку проект оказался нецелесообразным: у проекта был отрицательный NPV (чистая приведенная стоимость), рассказывает участник правительственных совещаний. ВСМ позволит сэкономить всего около часа в пути по сравнению с "Сапсаном", замечает он, да и скорость "Сапсана" можно увеличить, улучшив верхнее строение пути. "Сапсан" может ускориться с максимальных 250 км/ч до 350 км/ч, если модернизировать существующую магистраль, согласен председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин, тогда добраться можно будет за 2,5 часа и не потребуется строить новую дорогу. Для перевозки грузов сейчас используется параллельный савеловский маршрут - расходы грузоотправителей выросли на 25%, но нареканий уже нет, отмечает Иванкин.

"Сюрреализм, необъяснимые действия, пытаться понять бессмысленно", - оценивает возврат к идее ВСМ до Санкт-Петербурга человек, участвовавший в проработке этого проекта несколько лет назад. На проект ВСМ в Казань уже потрачены колоссальные деньги, напоминает он.

Письмо Путину воспринимается как отказ РЖД от строительства ВСМ в Нижний Новгород, говорит участник проработки проекта. Две дороги не конкурируют, спорит человек, близкий к "Скоростным магистралям". Прежде проекты не противопоставлялись: РЖД позиционировала проекты и в Казань, и в Санкт-Петербург как единую ВСМ "Eвразия", которая свяжет Китай и Eвропу. Но возможности бюджета ограничены: на финансирование ВСМ в комплексном плане развития инфраструктуры предусмотрено всего 200 млрд руб., а без бюджетной поддержки столь амбициозный проект реализовать невозможно. Получить инвестиции в строительство проекта, который не будет завершен в эти шесть лет, тоже сложно, говорит другой участник совещаний. Даже один проект - амбициозная задача, а построить две дороги до 2024 г. почти невозможно, рассуждает партнер КПМГ Степан Светанков: выбор лучше сделать в пользу Петербурга.

В преддверии выборов губернатора все больше ожиданий, что на Санкт-Петербург прольется золотой дождь, говорит вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Петр Быстров. Проект ВСМ, по его словам, безусловно, принесет очки и Беглову, и президенту, но реализовать его сложно и необходимость новой дороги при наличии "Сапсана" и недорогого авиасообщения сомнительна.-

Как власти вспоминали и забывали про ВСМ до Санкт-Петербурга

13.09.1991

Президент РСФСР Борис Eльцин подписал указ "О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург -Москва".

25.12.1991

Для строительства дороги создано РАО "Высокоскоростные магистрали". Предполагалось строительство ВСМ протяженностью 654 км со скоростью движения поездов до 350 км/ч и временем в пути около 2,5 ч.

1.07.1998

Президент Российской Федерации Борис Eльцин отменил указ о создании магистрали. В сентябре того же года РАО "ВСМ" прекратило обслуживание облигационного займа, выпущенного для финансирования проекта.

08.2006

РЖД и "Трансмашхолдинг" создали АО "Скоростные магистрали" - компанию, "которая будет изучать вопросы строительства высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург" (цитата вице-премьера РФ Александра Жукова по "Интерфаксу").

17.06.2008

Председатель правительства РФ Владимир Путин своим распоряжением утвердил "Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.". Строительство ВСМ Санкт-Петербург - Москва протяженностью 659 км включено в список мероприятий стратегии, необходимые инвестиции оценены в 564,9 млрд руб.

12.2011

Совет директоров РЖД одобрил концепцию проекта по строительству ВСМ Москва - Санкт-Петербург длиной 658 км со скоростью до 400 км/ч. Строительство магистрали предполагалось завершить к 2017 г.

05.2013

Президент РФ Владимир Путин провел в Сочи совещание о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения. В качестве пилотного проекта ВСМ в России был выбран маршрут Москва - Казань.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости16.04.2019