13-12-12 / 2012
Новости отрасли
Владимир Путин распорядился распечатать средства Фонда национального благосостояния и направить их на инфраструктурные проекты

Минэкономразвития, на прошлой неделе окончательно проигравшее спор с Минфином по поводу наполняемости и расходования Резервного фонда, удалось отыграться на другом фонде. Вчера Владимир Путин распорядился распечатать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и уже в следующем году направить их на инфраструктурные проекты.

В ближайшее десятилетие правительство должно ускорить ВВП до 5 - 6% в год, удвоить объемы строительства автодорог и создать привлекательные условия для бизнеса на Дальнем Востоке и в Калининградской области, перечислил вчера задачи экономической политики в послании Федеральному собранию Владимир Путин.

Одним из способов достижения этой цели могут стать средства Фонда национального благосостояния, но они пока "практически не вкладываются в развитие", сетовал вчера президент. По итогам года Резервный фонд и ФНБ составят 9% ВВП, это "значит, определенная подушка безопасности у нас есть", добавил Путин.

Вложить средства фонда в ценные бумаги, связанные с реализацией российских инфраструктурных проектов, правительство может уже в следующем году, в первое время речь идет о 100 млрд руб. Условие всего одно: такие проекты должны быть окупаемы сами по себе и давать постоянный доход, а не требовать подпитки из бюджета. Разработать схему, по которой будет происходить финансирование, поручено Минфину.

На начало декабря в Резервном фонде накоплено 2,7 трлн руб. Сейчас по Бюджетному кодексу средства ФНБ могут направляться на софинансирование добровольных пенсионных накоплений и покрытие дефицита Пенсионного фонда. До сих пор в управлении фондом придерживались мнения бывшего министра финансов Алексея Кудрина, который выступал против вложения этих средств в зависимые от решения российского правительства ценные бумаги.

Однако после ухода министра из правительства чиновники все чаще говорят о возможности направить эти деньги в российские инфраструктурные проекты. Первую попытку вложить средства фонда в экономику в начале года предприняла бывшая глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

В июне о возможности инвестирования средств ФНБ в акции приватизируемых компаний говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов, а в августе он же - о планах правительства направить часть денег в Фонд развития Дальнего Востока.

Против этих планов по-прежнему выступает Минфин. "Бюджет разорвет, если все это финансировать", - выразил Антон Силуанов позицию министерства в Госдуме на прошлой неделе и отметил, что в инфраструктурные проекты должны вкладываться пенсионные фонды, ПИФы и инвесткомпании. Не поддержали в министерстве и предложение Минэкономразвития снизить планку Резервного фонда с 7 до 5% ВВП и направлять половину сверхдоходов от продажи нефти на строительство инфраструктуры уже в 2014 году. В обоих ведомствах вчера были не готовы прокомментировать поручение президента.

При этом потребность в госсредствах в экономике есть, считают в Минэкономразвития. Из доклада, направленного ведомством в правительство в сентябре, следует, что всего до 2020 года будет реализовано инфраструктурных проектов на 9,6 трлн руб. Самые масштабные планы - у "Газпрома", которому необходимо 700 млрд руб., "Автодора" (350 млрд руб. придется на заемные средства) и РЖД (385 млрд руб.).

Один из основных претендентов на средства ФНБ - РЖД - планирует только в следующем году разместить инфраструктурных облигаций на 100 млрд руб., благодаря изменениям в законодательстве еще 300 млрд руб. в ближайшие несколько лет могут поступить из Пенсионного фонда. Но железнодорожники считают приемлемым привлечение средств и из ФНБ, говорят в компании.

Потребность инфраструктурного рынка сейчас оценивается в 30 трлн руб., говорит председатель правления НП "Центр развития ГЧП" Павел Селезнев. "100 млрд руб. - это, с одной стороны, капля в море, с другой - первый шаг, с помощью которого можно привлечь деньги на эти цели", - считает эксперт. Другим механизмом может стать использование средств пенсионно-накопительной системы, в которой сейчас заключено 2 трлн руб. "Мы понимаем, что рынок инфраструктуры нуждается в длительном финансировании, это может один из механизмов", - уверен г-н Селезнев.

Использование средств ФНБ, с одной стороны, снижает безопасность бюджета, но с другой - позволят поддержать рост ВВП, считает эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.

"В прогнозе на следующий год заложены довольно высокие темпы роста инвестиций, но их динамика в этом году очень вялая, и это не подтверждает гипотезу Минэкономразвития. Это предложение можно рассматривать как один из способов поддержать темпы экономического роста", - говорит он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily13.12.12Резервный план