08-04-24 / 2024
Новости отрасли
Владимир Путин поставил задачи по ВСМ

Концессионное соглашение о строительстве высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург будет подписано в ближайшие дни. Такое поручение дал президент РФ Владимир Путин.

"Обеспечить заключение концессионного соглашения с ООО "ВСМ Две Столицы" о реализации проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали", – говорится в перечне поручений главы государства. Другими сторонами соглашения станут ОАО "РЖД", Сбербанк и власти субъектов РФ.

Подписать документ необходимо до 15 апреля 2024 года. За это время предстоит заключить с производителем подвижного состава договор на поставку и сервисное обслуживание. Ранее Владимир Путин подчеркивал, что создание всей необходимой инфраструктуры и подвижного состава для высокоскоростных магистралей будет вестись на собственной технологической базе.

Финансовые вопросы

Президент распорядился выделить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) кредит на строительство объектов транспортной инфраструктуры в размере не менее 300 млрд руб. под 1% годовых. Также проект получит субсидию из федерального бюджета в размере не более 299,4 млрд руб.

Общая стоимость строительства предварительно оценивается почти в 2 трлн руб. Обсуждавшаяся ранее схема финансирования предполагала, что из ФНБ будет выделено 580,6 млрд рублей под 3% годовых. Чуть более 900 млрд руб. планировалось получить в кредит от консорциума банков (Сбер, ВТБ и Газпромбанк). Еще 218,5 млрд руб. должны были составить взносы в уставный капитал концессионера, и 290 млрд руб. – облигации пенсионного фонда "Газфонд".

Теперь, в соответствии с поручениями президента, в эту схему включены регионы, через территории которых пройдет магистраль. От Москвы ожидают не менее 150 млрд руб., от Санкт-Петербурга – не менее 30 млрд руб. Вклад Московской области составит минимум 20 млрд, Ленинградской – 10 млрд, Новгородской – 6 млрд и Тверской – 5 млрд руб.

Альтернативы нет

ВСМ Москва – Санкт-Петербург станет первой в целой сети высокоскоростных магистралей. Они, как говорил глава государства, пройдут "в Казань и на Урал, к Черноморскому побережью, в Минск, а также на другие востребованные направления".

Альтернативы строительству ВСМ у России нет, уверен директор Передовой инженерной школы "Академия ВСМ" Российского университета транспорта Олег Покусаев. "Если расстояние между городами в пределах 700-800 км, то поезда ВСМ здесь вне конкуренции. У нас есть такие города, к тому же между ними есть населенные пункты поменьше, где ВСМ обеспечат транспортную доступность", – рассказал он "Гудку".

Растущий спрос на пассажирские перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом невозможно удовлетворить запуском дополнительных "Сапсанов". Кроме того, ВСМ позволит частично вернуть грузовое движение на основной ход Октябрьской дороги.

Как рассказал на недавнем брифинге заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, реализация этого проекта даст дополнительно порядка 30 млн тонн провозных мощностей в год. "Потенциальная грузовая база есть, видим заинтересованность грузоотправителей, это направление точно не будет простаивать", – сообщил он.

Производители готовы

Российская промышленность готова обеспечить ВСМ подвижным составом, полагают эксперты. По мнению генерального директора агентства "Infoline-аналитика" Михаила Бурмистрова, производители тягового состава уже доказали, что способны справиться с созданием высокоскоростных поездов с высоким уровнем локализации.

С ним согласен и Олег Покусаев: "Задача по созданию нового подвижного состава сложная, но вполне решаемая. Уже определены поставщики, заводы, разработчики".

Отдельный вопрос – окупаемость вложений в строительство ВСМ. По расчетам Михаила Бурмистрова, пока рентабельным может быть только маршрут Москва – Санкт-Петербург.

Однако эффект от организации высокоскоростного движения не измеряется одними деньгами, уверен Олег Покусаев. "Дорога всегда подстегивала развитие городов и выступала драйвером экономического роста", – отмечает эксперт. Кроме того, расширение сети ВСМ стимулирует экономику.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.04.2024