13-10-15 / 2015
Новости отрасли
Владимир Гаськов: на поле железнодорожных грузовых перевозок есть несколько «зерен», готовых прорасти и дать отличный урожай

Генеральный директор компании "Лестэр ИТ" Владимир Гаськов рассказал журналу "БОСС" о том, какие преобразования, на его взгляд, необходимы для развития железнодорожного транспорта.

Прежде всего железнодорожному рынку не хватает стандартизации транспортных услуг. Частично классификация транспортных услуг включена в ГОСТ Р 52298-2004, но этого далеко недостаточно. Например, операторы вагонов предлагают услугу, которая называется у всех одинаково - предоставление вагона для перевозки груза. Но параметры этой услуги - состав, условия оказания, показатели качества, принципы тарификации - каждый оператор определяет по-своему.

Отсутствие классификации транспортных услуг тормозит развитие отрасли в целом: невозможно внедрить автоматизированный обмен информацией, неунифицированную услугу невозможно вывести на биржу, логистические компании вынуждены собирать эффективные транспортные решения вручную, последовательно разбираясь с каждым поставщиком.

Между тем рынок настолько в ней нуждается, что некоторые компании берут на себя труд стандартизировать тот или иной "кусочек огорода". Например, в 2014 году "Лестэр ИТ" создал обобщенный список формализованных критериев договоров аренды российских операторов, а наш клиент провел инвентаризацию текущих договоров на предмет соответствия этому списку и разработал новый корпоративный стандарт ведения договорной работы. Этот стандарт позволил повысить эффективность бизнеса и исключил критерии, выполнение которых невозможно однозначно подтвердить документами.

Другой наш клиент запустил интернет-магазин контейнерных перевозок. Предлагают перевозку от двери до двери, заказ оформляют по интернету на основе договора оферты, а платить можно безналичным перечислением и даже кредитной картой. Это стало возможным потому, что перевозки контейнерами наиболее стандартизированные.

Необходимо поддержать и расширить эти инициативы - разработать типовые регламенты исполнения каждой услуги, утвердить типовые формы первичных документов, зафиксировать границы ответственности исполнителя и грузовладельца. Наличие бизнес-стандартов станет катализатором для ИТ-поддержки развития отрасли. Унифицированные услуги можно будет заказывать в автоматизированном режиме, а по завершению перевозки обмениваться документами в электронной форме. Кроме того, стандарт защищает самих участников рынка от недобросовестной конкуренции и задает нетарифные ограничения качества работы для внешних игроков.

В Евросоюзе проведены исследования, установившие, что в масштабах национальной экономики совокупный эффект стандартизации на базе гармонизированных стандартов ИСО, МЭК и Европы превышает 1% от ВВП.

Второе "зерно" - бизнес-аналитика. Подробный анализ собственной деятельности, конечно, зона внутренней ответственности каждой компании. Но мы не устаем повторять, что квинтэссенция автоматизации - это аналитическая отчетность. Она позволяет оценить разные аспекты бизнеса, выявить слабые места и точки роста, а также принять на основе этой информации верные управленческие решения.

Я считаю это настолько важным, что для наших клиентов мы выходим за рамки компании-разработчика. К примеру, перед автоматизацией разрабатываем непротиворечивую методологию учета расходов, которая связывает в единое целое бухгалтерский, оперативный и управленческий учет.

Первый шаг к полноценному бизнес-анализу - постановка анализа операционной деятельности, чтобы понимать, на чем компания зарабатывает, а на чем проигрывает. Бухгалтерского учета для этого не хватает, он не содержит ни необходимого числа текущих показателей, ни плановых. Нужно подключать данные оперативной деятельности, смотреть плановые и фактические доходы и расходы в разрезе отраслевых признаков: грузы, направления, предоставляемые и закупаемые услуги, клиенты и отдельные договоры с ними, тарифные параметры, места оказания услуг и возникновения затрат и т.д.

Для операторов важен анализ производственных показателей, характеризующих как эффективность управления парками (груженый и полный обороты, статическая и динамическая нагрузка, груженый и порожний пробеги, коэффициент порожнего пробега и др.), так и операторскую деятельность в целом - доходность на вагон в сутки. И это ключевой показатель бизнеса. Парадокс транспортной отрасли России - не все измеряют доходность в деньгах.

Третье "зерно" - интернет-технологии, обеспечивающие удобный сервис для клиента.

Так или иначе, но бэк-офис уважающие себя транспортные компании автоматизировали или начали это делать. Следующий горизонт увеличения эффективности - вовлечение клиента в процесс оказания транспортной услуги. По аналогии с системами "клиент-банка" крупные перевозчики, железнодорожные операторы и логистические компании уже предлагают своим клиентам личные интернет-кабинеты.

Выгода для транспортной компании очевидна: не нужно о каждом событии сообщать клиенту по телефону или электронной почте; почтовую пересылку и курьеров заменяют документы с ЭЦП, обмен множеством документов, возникших при планировании, исполнении и расчетах за перевозки, происходит практически мгновенно.

Для клиента личный кабинет дает доступ в режиме реального времени ко всем операциям, которые выполняются с его заказом: состояние лицевого счета, процесс согласования заказа, его этапы.

В личном кабинете клиенты самостоятельно рассчитывают стоимость перевозки, оформляют заказы на перевозку, даже не замечая, как начинают выполнять функции учета в ИТ-системах своего поставщика.

"Лестэр ИТ" - российская ИТ-компания. Двадцать лет она автоматизирует транспортные компании, занимающиеся грузоперевозками железнодорожным транспортом. Флагманский продукт - информационно-расчетная система "Перевозки". Она содержит большой объем готовых решений для операторов вагонов, экспедиторов и транспортных подразделений крупных предприятий.

На базе ИРС "Перевозки" реализовано более 50 проектов по комплексной автоматизации транспортных компаний, наиболее крупные из которых: ПАО "ТрансКонтейнер", ЗАО "Русагротранс", ГК "Содружество", ООО "ИСР Транс", ЗАО "Евросиб СПб. - транспортные системы", АО "Кедентранссервис" и другие.

Небольшим компаниям "Лестэр ИТ" предлагает веб-доступ к облачному решению. Для более крупных компаний стандартной формой поставки является продажа лицензий на необходимые модули системы. По запросу "Лестэр ИТ" может провести индивидуальную настройку системы под бизнес-требования клиента вплоть до интеграции ИРС "Перевозки" в ИТ-архитектуру любой сложности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Perevozki.ru.13.10.2015