Проведённая практически полная приватизация парка грузовых вагонов вызвала большие проблемы в сфере управления процессом перевозок. Что вполне объяснимо, ведь чем выше в парке процент приватного подвижного состава, тем больше доля убыточных порожних пробегов вагонов.
По оценкам экономистов, затраты на перемещение порожнего вагона сейчас составляют примерно 80% от затрат на продвижение груженого вагона. Но если перевозка грузов полезна и несет прибыль, то от перемещения порожних вагонов сплошные убытки, восполнять которые в конечном счете приходится потребителям транспортных услуг. К тому же возникают дополнительные сложности в организации движения, в регулировании вагонного парка. Хозяев у вагонов много, у каждого из них свои намерения в перевозках, а пропускная способность на сети не резиновая. В результате появляются "брошенные" поезда, не выполняются заявки грузоотправителей на подачу вагонов под погрузку.
Считаю, что нужно восстановить централизованное управление использованием парка грузовых вагонов. Понятно, что в условиях рыночной экономики, когда у каждого вагона есть приватный собственник, выкуп подвижного состава неприемлем. Расходы казны будут очень внушительными. Выправить ситуацию поможет принятие на государственном уровне решения о жестком централизованном управлении всем парком магистральных грузовых вагонов, независимо от их собственности. Эту функцию надо передать ОАО "РЖД" и его линейным структурам (железным дорогам). Тем самым будет восстановлена жесткая вертикаль управления использованием грузового вагонного парка.
Чтобы выстроить в этих условиях взаимоотношения с собственниками подвижного состава, вагонную составляющую в тарифе на перевозку (примерно 18%) компания должна будет передавать собственнику вагона, в котором осуществлялась доставка груза. Это компенсирует его расходы, связанные с амортизацией, плановыми периодическими ремонтами и т.д. Нынешнему уровню вычислительной сети РЖД такая работа вполне по силам.
При предлагаемом решении собственники приватных вагонов становятся как бы акционерами ОАО "РЖД" в вопросах использования вагонного парка. Конечно, для части таких "акционеров", особенно мелких, предлагаемые условия могут оказаться неприемлемыми. Тогда они могут продать свои вагоны, прежде всего ОАО "РЖД". При этом важно в государственном постановлении оговорить, что цена продажи подвижного состава должна быть не выше цены его покупки за вычетом амортизации за время нахождения вагона у собственника.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 19.01.12 | Вагонная вертикаль |