28-03-13 / 2013
Новости отрасли
Владельцев подвижного состава нужно заставить отвечать кошельком за «брошенные» поезда

Игорь Балушкин, заместитель начальника Восточно-сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания

На Восточно-Сибирской дороге, как, впрочем, и на других магистралях, обострилась проблема отставленных от движения поездов. Решить её можно, если повысить степень ответственности владельцев подвижного состава и дать дополнительные полномочия ОАО «РЖД».

Только на ВСЖД количество "брошенных" поездов в феврале приближалось к ста. Вагоны занимали пути, осложняли эксплуатационную работу. В подавляющем большинстве случаев в этой ситуации повинны собственники и операторы подвижного состава, количество которых за последние годы возросло многократно. Они, как правило, руководствуются только собственными экономическими интересами: если выгодно стоять, то будут стоять, не думая, что создают проблемы железной дороге. Действенных инструментов, чтобы регулировать процесс взаимодействия между всеми участниками перевозочного процесса, у железнодорожников мало - сказывается несовершенство нормативно-правовой базы.

У собственника, например, отсутствует обязанность очищать железнодорожную инфраструктуру от невостребованного подвижного состава. А у ОАО "РЖД" сейчас нет даже права переместить его без согласования с владельцем вагона. Чтобы разыскать собственника и попытаться убедить его, требуется уйма времени, а станции тем временем захлебываются в порожняке. Причем далеко не у каждого собственника имеется свой "порт прописки".

Подобную практику нужно изживать.

Владельцев вагонов необходимо подвигнуть нести ответственность как за действие, так и бездействие - отвечать кошельком за "брошенные" поезда.

В некоторых случаях ответственность наступает и сейчас, но проблема в том, что по существующему законодательству реализовать ее сложно, возможно практически только через суд. И это не решает проблемы - порожняк-то мешает сейчас, а деньги будут потом.

В общем, нынешняя правовая база в области грузовых перевозок нуждается в серьезных изменениях. Считаю, что необходимо законодательно закрепить право ОАО "РЖД" на перемещение неиспользуемого более суток подвижного состава по своему усмотрению, причем с дальнейшей компенсацией расходов за эту операцию. Платить должен собственник. Так мы сможем снять напряженность хотя бы на тех станциях, где идет массовая погрузка.

Кроме того, крупным промышленным предприятиям необходимо развивать собственную железнодорожную инфраструктуру, увеличивать свои возможности по приему поездов.

Не стоит сбрасывать со счетов и идею создания так называемых отелей для вагонов. Ее суть в следующем: кто-то из частных инвесторов строит дублирующую станцию рядом с основной. Затем на ней за какую-то плату размещает всех, кто пожелает: если некуда ехать, то заезжай, постой, подумай. Но не на путях ОАО "РЖД".

В любом случае проблему избытка невостребованного подвижного состава нужно решать комплексно и по возможности оперативно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.03.13Вагон без востребования