02-02-12 / 2012
Новости отрасли
Виктор Степов, начальник Октябрьской железной дороги: Координация работы участников рынка выходит на новый уровень

Межрегиональный координационный совет Северо-Западного федерального округа начал работать одним из первых на сети. Недавно прошло его второе совещание. Благодаря совету удалось сдвинуть с мёртвой точки проблемы, по которым железнодорожникам трудно было договориться с регионами.

- Виктор Васильевич, чем работа совета отличается от трехсторонних соглашений, которые заключались с регионами? Что достигнуто нового по сравнению с меморандумом о совершенствовании системы повышения качества транспортного обслуживания регионов СЗФО?

- Изменившиеся условия на рынке грузовых перевозок требуют поиска новых форм взаимодействия участников этого процесса. Нужно вырабатывать совместные меры, направленные на обеспечение потребности рынка грузовых перевозок и своевременный вывоз продукции. Сегодня создана система координационных региональных советов, которая замыкается на межрегиональном - на уровне СЗФО. Это позволяет синхронизировать работу уже на полигонах, а не только на тех узлах, где раньше отношения регулировались через трехсторонние соглашения. При этом взаимодействие выстраивается следующим образом: с узловой рабочей группы специалисты пытаются решить проблемы на уровне своих полномочий и компетенций. При недостатке их полномочий вопрос поднимается на более высокий уровень и, при необходимости, формируется пакет предложений для вынесения на рассмотрение федеральных органов государственной власти. Принципиально новым становится и формат общения, с подключением к обсуждаемым вопросам представителей Торгово-промышленной палаты, власти, а также заинтересованных лиц, участвующих в организации схемы "грузовладелец - собственник подвижного состава - ОАО "РЖД".

Сегодня ориентация на клиента и его потребности приобретает еще большую значимость. И здесь, помимо соблюдения сроков доставки, важными критериями являются цена и доступность услуги.

Что касается меморандума. Он существовал с 2003 года, и мы пытаемся его актуализировать применительно к тем условиям, которые сложились в настоящее время.

Это нужно для того, чтобы он стал действительно рабочим документом и мог использоваться как механизм реализации решений координационного совета.

- Что меняется в работе самой дороги?

- Сначала статистика. По итогам 2011 года объемы погрузки в целом по Северо-Западному региону увеличились по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 3,7% и составляют 148,4 млн тонн. В 2011 году наиболее существенный прирост к уровню прошлого года произошел по вывозу строительных грузов. Прирост по щебеночной продукции составил более 11%, прежде всего за счет карьеров Республики Карелия. Прирост перевозок цемента - более 24%. Динамика роста перевозок железной руды горнообогатительных комбинатов Мурманской области и Республики Карелия - 1,8%.

Вместе с тем мы имеем снижение перевозок лесных грузов на 6,1%, в частности, по Республике Карелия, Коми, Ленинградской, Вологодской, Псковской и Архангельской областям.

Динамика отправления грузов показывает наличие проблем в регионах. Они требуют совместного решения. В регионах, где отмечается рост грузообразующей базы, необходимо искать пути повышения эффективности использования инфраструктуры через совершенствование организации движения. Речь идет о разумном управлении вагонными парками различных собственников.

В регионах, где нет достаточных темпов роста производства, а соответственно отправления продукции, необходимо рассматривать и решать вопросы по созданию приемлемых условий для грузоотправителей, которые на сегодняшний день не могут найти взаимопонимания с владельцами подвижного состава по цене на предоставляемые вагоны. Одним из решений может стать создание логистического центра, а его основной задачей - объединение участников комплексного перевозочного процесса с целью синхронизации их действий и продажи логистических услуг.

Также приобретает актуальность переход на организацию движения грузовых поездов по расписанию. При этом основными условиями должны стать реальная востребованность продукта клиентом и наши гарантии четкого соблюдения графика, вне зависимости от инфраструктурных ограничений и форс-мажоров.

На полигоне Октябрьской дороги уже есть программа "7 шагов" с отработкой механизма привязки каждого движущегося поезда к конкретному потребителю и управления его движением в соответствии с характеристиками транспортного продукта, зафиксированными в соответствующем договоре между ОАО "РЖД" и клиентом.

В ходе реализации программы "7 шагов" в 2011 году Октябрьским ТЦФТО заключено два договора на организацию перевозок лесных грузов по графику с согласованным временем отправления и прибытия.

В целом, по Северо-Западному региону прорабатывается реализация этого проекта на 45 направлениях.

- Какие задачи ставятся перед Северо-Западным межрегиональным советом в 2012 году?

- Во-первых, организация сбалансированного движения на всем полигоне. Нам необходимо обеспечить эффективную работу предприятий за счет реализации транспортных услуг. Во-вторых, выстраивание партнерских отношений между всеми участниками перевозочного процесса. Сложности будут возникать всегда, но желание совместно прийти к взаимовыгодному решению, быть услышанными и иметь возможность высказаться - это важнейшие условия совместной работы в рамках межрегионального совета. - Поможет ли работа советов улучшить оборот вагонов и сократить их простои?

- Безусловно. Уже на первом заседании мы пришли к пониманию по целому ряду проблем. В частности, обсуждалось, что длительные простои порожних вагонов в ожидании операторами выгодных перевозок противоречат логике перевозочного процесса. Массовые встречные перевозки порожних вагонов разных собственников снижают пропускные способности важнейших направлений.

Появление искусственного дефицита погрузочных ресурсов и пропускных способностей вызвано нерациональными перевозками порожних приватных вагонов. Многие правовые нормы и тарифная система, сформированные в конце 90-х, безнадежно устарели и не учитывают сложившуюся в ходе реформы структуру рынка.

Поэтому предполагается совместно инициировать совершенствование нормативно-правовой базы. Прежде всего в области услуг по предоставлению приватных вагонов. В данном случае речь идет о создании условий для консолидации парка грузовых вагонов под управлением перевозчика.

Для сокращения простоя вагонов в ожидании таможенного оформления предложено унифицировать способ определения массы перевозимого груза: грузоотправители сейчас его измеряют в тоннах, а таможенники - в кубах.

- Октябрьская магистраль предложила создать региональные центры логистики. Как они будут работать и для чего нужны?

- Схема их организации включает в себя создание трех логистических центров (Кавказский, Октябрьский и Дальневосточный) с координацией этой работы в Москве. Мы считаем, что это обеспечит и менее затратную технологию, и более короткие сроки отправки грузов именно в условиях оперирования частным подвижным составом. Тем более что на Октябрьской дороге есть подобный опыт. Логистический центр существует в структуре Октябрьской дирекции управления движением с 2008 года, специалисты решают задачи, связанные с организацией движения на подходах к припортовым станциям и планированием перевозок в адрес портов.

С конца 2011 года в сферу деятельности логистического центра добавились задачи, связанные с организацией графикового движения контейнерных поездов.

Концепция дальнейшего развития логистического центра предполагает расширение номенклатуры грузов, следующих по графиковому расписанию. В перспективе центр будет планировать и контролировать продвижение по графику железной руды, лесных и наливных грузов.

Кроме того, планируется создание территориального логистического центра в Петрозаводском регионе. Он будет координировать вагонопотоки со строительными грузами, тем самым способствуя повышению эффективности использования вагонного парка и обеспечивая оптимальную загрузку инфраструктуры.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.02.12Быть услышанными