28-05-14 / 2014
Новости отрасли
Виктор ХРИСТЕНКО: экономика не терпит резких поворотов - может занести

29 мая Россия, Казахстан и Белоруссия планируют подписать договор о создании Евразийского экономического союза. Страны договорились о сроках формирования общих рынков в самых чувствительных отраслях, говорит Виктор Христенко, председатель Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) - пока единственного наднационального регулирующего органа на территории союза. О том, что изменится в союзной экономике с 2015 года, а также о взаимоотношениях союза с Украиной, ЕС и ВТО Виктор Христенко рассказал в интервью ИТАР-ТАСС.

- Что изменится с 1 января 2015 года, после вступления договора о создании Евразийского экономического союза в силу?

- От таких больших системных проектов ждать мгновенных кардинальных изменений не надо. Это экономический союз, а экономика не терпит резких поворотов - может занести. Поэтому многие тренды - плавные, не радикальные. Но некоторые процессы будут сразу ощутимы.

Изменения в первую очередь ощутят граждане государств - членов союза: отсутствие таможенных границ, возможность свободного трудоустройства на территории трех стран. По новому договору признаются документы об образовании, будет обеспечено медицинское обслуживание, подоходный налог будет взиматься по стране пребывания не с 183-го дня, а с первого дня. Конечно, далеко не все это в первый же день почувствуют, но почувствуют.

Влияние на экономику будет более сложным и отложенным. По моему мнению, для экономики очень важна определенность. Неопределенность - это самый большой риск, который задает негативные тенденции. Все, что мы сейчас видим в мире, - это реакция на глобальную неопределенность. Никто не понимает, как будет выглядеть мир в дальнейшем, поэтому все тренды либо очень слабые, либо негативные.

Договор о Евразийском экономическом союзе упорядочивает и консолидирует все, что было сделано до этого. С одной стороны, это завоевание нескольких предыдущих лет - Таможенного союза и Единого экономического пространства. С другой - появились совершенно новые направления, которые, может быть, не сразу дают ответы на все вопросы, но точно дают определенность, что будет впереди и какая у нас цель.

Например, по нефти, нефтепродуктам и газу в договоре четко прописано, что не позднее 1 января 2025 года на пространстве трех стран начинают работать общие рынки нефти, нефтепродуктов и газа.

Между странами нет никакой конфликтной зоны

...

- Какие еще сферы ждут изменения?

- Договор - это конструкция из примерно 120 статей и приложений, по сути, к каждой третьей статье. Общий текст - более тысячи страниц. В 32 приложениях детально расписываются все сферы. И все это неотъемлемая часть договора. Такая конструкция будет сохраняться и когда в союзном праве будут появляться новые пласты. В какой-то степени у нас есть образец - Европейский союз, который примерно в такой конструкции двигался в правовом оформлении своих норм. Римский и Лиссабонский договоры - это огромные документы. Мы тут рекордов ставить не собирались, просто по смыслу многие вещи, о которых я говорю вскользь, очень детально прописаны в этих протоколах.

Нового достаточно много, и оно было связано с тем, что не удалось решить на предыдущем этапе интеграции. Например, появилась определенность на рынке лекарственных средств и медицинских изделий - в 2017 году мы уже будем жить с общим рынком этой продукции. Для этого надо унифицировать всю нормативную базу, создать возможность свободного обращения лекарственных средств на территории Евразийского союза и единые правила входа на рынок лекарственных средств из-за рубежа.

В транспорте впервые обозначены новые коридоры. Это касается и автомобильного транспорта в сфере каботажных перевозок внутри Евразийского экономического союза, и урегулирования тарифной позиции по железнодорожным перевозкам. Все это огромные и дорогие сегменты рынка, очень важные для экономики.

...

 

ИсточникДатаНаименование материала
ИТАР-ТАСС28.05.2014