08-10-09 / 2009
Новости отрасли
Вице-президент ОАО "РЖД" Вячеслав Лемешко: необходимо в кратчайшие сроки разработать и внести на утверждение в органы государственной вл...

Третий этап реформы поставил перед железнодорожной отраслью ряд проблемных вопросов, требующих взвешенного, точного и грамотного подхода к их решению. Отсутствие единого мнения, а порой и взаимопонимания между участниками рынка транспортных услуг приводит к необходимости выработки единого решения для продолжения поступательного движения. Это заявление руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадия Петракова послужило лейтмотивом расширенного заседания совета Росжелдора.

По мнению Г. Петракова, следует нормативно закрепить статусы и понятия участников рынка транспортных услуг. Вероятнее всего, необходимо юридически разделить понятия "владелец (собственник) вагона" и "оператор". Де-факто это уже существует: собственник вагона в нашем понимании использует вагон для удовлетворения собственных потребностей, а оператор использует свои вагоны для нужд различных грузоотправителей.

Необходимо подготовить предложения по внесению в нормативные документы изменений в части уточнения терминов "перевозчик" и "груз" при отсутствии у ОАО "РЖД" парка грузовых вагонов. Определить основные требования к перевозчику в новых условиях.

В целях четкого разделения технологических понятий "оператор подвижного состава" и "собственник подвижного состава", их роли в перевозочном процессе необходимо подготовить предложения по внесению изменений в проект постановления Правительства Российской Федерации "Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками".

Решение проблемы осуществления специальных перевозок, считает Г. Петраков, может рассматриваться только с точки зрения полного и безоговорочного удовлетворения государственных нужд.

Вице-президент ОАО "РЖД" Вячеслав Лемешко озвучил на заседании официальную позицию компании по этим вопросам. В частности, необходимость в кратчайшие сроки разработать и внести на утверждение в органы государственной власти полноценное Положение об основах правового регулирования деятельности операторов, отражающее реалии сегодняшнего дня. Основным моментом данного Положения должна стать обязанность оператора заключать договор с перевозчиком.

По его словам, необходимо также совершенствование тарифов на перемещение порожних приватных вагонов, утверждение Минтрансом России Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов.

Чтобы предотвратить длительные задержки поездов в пути следования, их скопление в железнодорожных узлах, сократить ожидание очереди на удовлетворение заявок грузоотправителей и запросов операторов на пропуск приватного подвижного состава, ОАО "РЖД" планирует получить право отклонения как груженых, так и порожних вагонопотоков с кратчайших маршрутов следования в случае отсутствия технических и технологических возможностей инфраструктуры.

Также В. Лемешко напомнил присутствующим об идее ОАО "РЖД" разделить операторов на классы по количеству имеющихся в их распоряжении вагонов.

Заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Алан Лушников заявил, что, несмотря на дискуссии, развернувшиеся на площадках ОАО "РЖД", некоммерческих партнерств и ассоциаций операторов подвижного состава, итоговой целевой конструкции рынка перевозок до сих пор не появилось.

Поэтому Росжелдор предлагает продлить третий этап реформы отрасли как минимум до 2015 года, сохранив при этом ее основные цели и задачи.

С этим предложением не согласился генеральный директор ОАО "ПГК" Салман Бабаев, который считает, что реформу нужно завершать исходя из реалий сегодняшнего дня.

Заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Виталий Евдокименко заявил, что при формировании новой модели рынка транспортных услуг необходимо в первую очередь сохранить право операторов самостоятельно осуществлять свою деятельность.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД Партнер.ru07.10.2009Реформа отрасли: нет предела совершенству