31-01-19 / 2019
Новости отрасли
"Видим перспективу в сделках с совершенно новыми для России видами вагонов"

Директор по корпоративному бизнесу группы компаний "Альфа-Лизинг" Андрей Барков рассказал Gudok.ru о ключевых тенденциях в сегменте лизинга железнодорожного подвижного состава, о прогнозах компании и особенностях сделок по инновационным вагонам

2017 и 2018 годы ознаменовались заметным ростом рынка лизинга. По данным рейтингового агентства Эксперт по итогам 9 месяцев 2018 года драйвером роста рынка стал лизинг железнодорожной техники, доля которого увеличилась с 20 до 31%. Сохранится ли эта динамика в первой половине 2019 года?

Тенденция 2018 года несомненно сохранится, в том числе мы не исключаем дальнейший рост доли железнодорожной техники в целом по результатам 2019 года.

Какие факторы и внешние события окажут влияние на готовность участников рынка железнодорожных перевозок заключать лизинговые сделки?

Мы видим тенденцию выхода на рынок некоторых новых типов вагонов. Это сочлененные вагоны и контрейлерные платформы для перевозок грузовых автомобилей. Таких платформ пока немного, но есть планы на строительство достаточно большого объема. При этом, в целом по всем видам подвижного состава рост объема контрактов уже гарантирован тем, что эти контракты были заключены в 2018 году, в т.ч. с фиксацией цены.

Также влияние оказывает рост доходности вагонов, но, к сожалению, мы наблюдаем опережающий рост стоимости приобретения, который является существенным ограничивающим фактором для покупки новых вагонов.

ГК "Альфа-Лизинг" при заключении сделок может привлекать финансирование одного из крупнейших российских банков - Альфа-Банка. Какие преимущества для железнодорожных компаний предполагает такое партнерство лизингового оператора и крупного банка?

Во-первых, это синергия продуктов: лизинг прекрасно сочетается с факторингом и прямым кредитованием, формируя общий контур риска клиента и/или обеспечивая дополнительную залоговую массу в целом по всей линейке продуктов.

Во-вторых, лизинговые сделки в Альфа-Банке учитываются в общем объеме бизнеса клиента в целом, что позволяет ему получать некоторые преференции, - например, если компания держит существенный лизинговый портфель, клиенту могут быть доступны льготные тарифы по определенным продуктам банка.

 

Группа компаний "Альфа-Лизинг" выступила партнером железнодорожного оператора МосрегионТранс при покупке 200 инновационных вагонов. Какие вагоны были приобретены для МосрегионТранс. В чем особенность лизинговых сделок с вагонами с улучшенными характеристиками как для грузового оператора, так и для лизинговой компании?

Речь идет об инновационных зерновозах, опыт работы с которыми мы имели задолго до заключения указанных сделок. Существенной особенностью структурирования таких сделок ранее являлось субсидирование их приобретения, которое ныне, к сожалению, не актуально. В целом для инновационного подвижного состава характерен более длительный срок лизинга и более точная настройка лизинговых платежей в зависимости от доходности вагона.

По прогнозам ИПЕМ в среднесрочной перспективе на рынке будут востребован специализированный подвижной состав (рефконтейнеры, платформы, хопперы и тд) при этом спрос на универсальные вагоны сохранится на нынешнем уровне или даже сократится. Совпадает ли этот сценарий с прогнозами группы компаний "Альфа-Лизинг"?

Да, мы полностью согласны с этим сценарием, вместе с тем, пока усматриваем сохранение спроса в 2019 году также и на универсальный подвижной состав.

Прорабатываются ли сделки с участием специализированного подвижного состава?

Да, прорабатывается. Со своей стороны, видим перспективу в сделках не только со ставшим уже классическими видами спецсостава: это платформы, хопперы, химические цистерны различного назначения, - но также и с совершенно новыми для России видами вагонов.

Помимо грузовых вагонов в минувшем году на российском лизинговом рынке состоялись и сделки с моторвагонными пассажирским подвижным составом - пригородные компании приобрели новые электрички. Рассматривает ли ГК "Альфа-Лизинг" этот сегмент для развития нового бизнеса в 2019-20 году и какие условия могут стать катализатором для сделок с пассажирскими вагонами?

Мы подходим к сделкам с пассажирским подвижным составом точно также, как к сделкам с грузовым, уделяя внимание ликвидности предмета лизинга и финансовому состоянию клиента. Поэтому мы рассматриваем возможность участия в таких сделках, но, как правило, ключевыми стоп-факторами для нас могут стать некоторые неприемлемые для нас условия договора лизинга, которые не подлежат корректировкам согласно условиям тендерной документации.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.01.2019