20-10-14 / 2014
Новости отрасли
Везем шпат

Внедрена новая транспортно-логистическая услуга по доставке грузов из Турции.

«Неправо о вещах те думают, Шувалов, которые стекло чтут ниже минералов.., – писал в известном стихотворении Ломоносов, – не меньше польза в нем».

Как показывает практика, производство керамогранита и стекла в России вполне состоялось, и для его обеспечения требуются регулярные перевозки сырья. Что делает эту сферу интересной для «РЖД» и его дочерних предприятий.

Два года назад филиал ОАО «РЖД Логистика» в Ростове-на-Дону занялся доставкой полевого шпата для нужд холдинга Unitile, осуществив процесс перевозки груза судами из Турции до «дверей» заказчика через перевалку в Ростовском порту.

В России есть серьезная сырьевая база для керамической и стекольной промышленности, но вот полевой шпат, необходимый компонент производства, отсутствует. Его традиционно закупают в Турции, и замещения импорта по этой позиции не ожидается.

Холдинг Unitile, в который входят ООО ТД «Стройфарфор» и ОАО «Воронежский керамический завод», два года назад столкнулся с проблемой вывоза полевого шпата из порта, куда груз поставлялся по условиям договора.

Отсутствие взаимодействия по цепочке «порт – железная дорога – собственник подвижного состава» привело к катастрофическому росту штрафов за хранение груза.

Кроме того, учитывая особенности шпата (его нельзя смешивать с другими сыпучими грузами), возможности терминальных емкостей в порту также были ограничены. По словам начальника отдела коммерческой работы ОАО «Ростовский порт» Елены Козиной, предложенная железнодорожниками схема помогла устранить значительную часть этих проблем.

В результате перевалка 30 тысяч тонн груза была осуществлена в Ростовском порту, шпат машинами доставлялся в Шахты и вагонами в Воронеж.

Этот процесс оказался непростым: последние два из семи судов пришли зимой и оказались скованными льдами. Для того, чтобы довести корабли до терминала, использовали ледоколы, но контракт был завершен в срок, при этом клиент не заплатил никаких штрафов.

Сделав вывод из этой ситуации, перевалкой шпата и других грузов, доставляемых морскими судами, решили заниматься исключительно с апреля по октябрь.

В этой схеме задействован перевозчик, заявки ГУ-12 оперативно согласовывают в ТЦФТО, а дирекция управления движением своевременно подводит вагоны под погрузку.

На сегодняшний день работа в таком стиле ведется с ООО «Керама Марацци» (г. Орел) и подмосковным ЗАО «Керамический завод» (ITALON), для перевозки шпата привлекаются крытые вагоны ОАО «ФГК», ОАО «ПГК», ЗАО «Спецэнерготранс», ЗАО «Нефтетранссервис», ЗАО «Евросиб Спб-ТС» и ООО «ОТК».

Чтобы не использовать дальний подсыл и не создавать враждебные порожние маршруты, задействуют ближайшие к Ростовскому порту свободные полувагоны.

В 2014 году объем перевалки шпата составил уже 75 тысяч тонн, а количество зафрахтованных судов возросло до двадцати (по сравнению с 7 в 2012 году). Фрахтуемые теплоходы ходят под флагами Мальты, России, Танзании, Молдовы, Камбоджи, Коморов и других стран.

– Осуществив в этом году пробную поставку шпата по этой схеме, мы получили экономию на транспортировке груза, не потеряв в сроках и качестве доставки. При наших производственных объемах выгода может быть весьма существенной, – говорит начальник отдела снабжения ООО «Керама Марацци» Максим Желтов.

Помимо полевого шпата, через малые порты юга страны по такой технологии осуществляется перевалка мраморной крошки для доставки клиентам в Казахстан.

В 2015 году объем перевалки шпата в Ростовском порту должен составить уже 100 тысяч тонн. Это направление перспективное на фоне роста количества предприятий, которые занимаются керамогранитным и стекольным производством.

Стыковка морского и железнодорожного транспорта делает эту услугу рентабельной. В ближайшей перспективе возможно «закольцевать» морские маршруты. Турция – традиционный и серьезный потребитель российского угля, поэтому отправка угля туда из Ростовской области (фактически с места зарождения груза) и доставка полевого шпата обратным маршрутом представляется выгодной.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Звезда20.10.2014