В уходящем году на РЖД расширилась палитра логконтролей при отправке грузов: если ранее при согласовании заявки ГУ-12 требовалось пройти через фильтры АС ДМЗИ и СКПП, то теперь к ним добавились еще и шахматки ЦД с лимитами на подачу порожнего подвижного состава.
Ранее согласование запросовуведомлений (ЗУ) шло в АС ЭТРАН в рамках приказа № 214 Минтранса РФ. Однако в декабре 2023 года возникли дополнительные логконтроли, отметили представители операторского сообщества. В частности, были введены ограничения суточного приема порожних вагонов по стыкам с северозапада, юго-запада и востока, а также квоты для порожних полувагонов на ЗСЖД по каждому оператору.
В январе 2024 года на сети поэтапно расширили палитру ограничений в АС ЭТРАН – в части заполнения клиентского плана погрузки с обязательным указанием номера заявки на перевозку формы ГУ-12 на полигонах ОЖД, КЖД, МЖД, ГЖД, СЖД, ДВЖД, ЗабЖД, ВСЖД, ЗСЖД, СКЖД, ЮВЖД, ПривЖД, КбшЖД, ЮУЖД, сообщалось в телеграмме перевозчика. Это означало, что при добавлении строки в суточный клиентский план погрузки (СКПП) высвечивалась опция, ограничивавшая оформление дополнительных к заявке вагонов.
Весной на РЖД попытались привести месячное планирование в рамках ГУ-12 в соответствие с техпланом движенцев, разница между которыми могла достигать 20%. В ответ клиенты, опасаясь, что у них не окажется достаточно порожнего подвижного состава под погрузку, стали заказывать его с запасом.
Это привело к дополнительным заторам. Тогда перевозчик активизировал борьбу с "лишним" парком вагонов на сети. Поначалу "лишними" он посчитал полувагоны. Но потом стал отставлять от движения едва ли не все виды подвижного состава – то есть не только полувагоны, но и цистерны, крытые вагоны, платформы, а также ряд прочих вагонов. Как ни странно, включили в шахматки даже минераловозы, про которые еще недавно руководители холдинга говорили, что их парк – дефицитный. Тем не менее и они в итоге попали в шахматки ЦД с дислокациями порожних вагонов, которые требовалось убрать как превышающие размер потребного парка.
В сентябре 2024 года опыт ЗапСиба по нормированию рабочего парка перевозчик распространил на всю сеть. В АС ДМЗИ появилась проверка ГУ-12 на ограничение при заадресовке в отстой, промывку, пропарку и ремонт. Из письма ОАО "РЖД" следует, что потребности клиента в ГУ-12 не должны превышать реальный объем погрузки. Причем не только у тех, кто хотел отправить "слишком много", но и от других отправителей – даже при наличии у них груза. В этом случае клиенты наталкивались на рекомендацию не пытаться завышать объемы перевозок в ГУ-12 и не "резервировать" сетевую инфраструктуру.
К чему привели принятые меры? Несложно заметить, что именно на тех полигонах, где активно внедряли новые сетевые схемы в 2024 году (они перечислены выше), по странному стечению обстоятельств в октябре и ноябре было введено больше всего конвенций. А ведь принимаемые меры были призваны как раз ускорить доставки и улучшить маневренность сети. Не очень понятно, почему тогда список лимитирующих направлений расширился. Если в 2023 году к ним относили в основном экспортные перевозки на восток и юг, то в 2024 году в список добавились отправки на северозапад, включая мурманский ход, с веткой на Архангельск и по ряду внутренних маршрутов. А новая сетевая схема перемещений полувагонов превратила по осени полигон СвЖД едва ли не в маршрут с односторонним движением: со станций СвЖД выехать было можно, а туда – конвенции и красный свет. Кроме того, ухудшение ситуации в конце года было отмечено на ЗапСибе, чей опыт перевозчик одобрил к распространению и на другие полигоны.
Изменение схем движения порожнего подвижного состава не улучшило скорость перевозок в конце осени. Зато участились случаи появления локальных дефицитов парка при отправках щебня, цемента, топлива и грузов в крытых вагонах. В зоне риска оказались и отправители минудобрений. В холдинге, правда, попытались списать все сложности на алгоритмы АС ДМЗИ, поскольку порядок согласования ЗУ предполагал взаимодействие с данной системой. Для некоторых клиентов было сделано послабление в виде ручного режима планирования погрузки (в обход АС ДМЗИ), сообщил источник, знакомый с ситуацией на рынке. Правда, при этом в ЦД забыли, что АС ДМЗИ определяла загрузку инфраструктуры, исходя из заложенных в систему нормативов. А дополнительные логконтроли не содержали новых нормативов, на которые АС ДМЗИ должна была опираться. И пенять на зеркало в таком случае выглядело странным. Логичнее было не увлекаться расширением списка административных запретов, а принять гибкие комплексные меры по улучшению управления движением при взаимодействии ЦД с ЦФТО, ЦТ, ЦИ и операторами, чтобы общими усилиями улучшить оборот вагона на сети, пришли к выводу участники рынка. Поначалу "лишними" перевозчик посчитал полувагоны. Но потом стал отставлять от движения едва ли не все виды подвижного состава – то есть не только полувагоны, но и цистерны, крытые вагоны, платформы, а также ряд прочих вагонов
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 24.12.2024 |