18-01-18 / 2018
Новости отрасли
Ветка "Кызыл-Курагино": когда построят и сколько потратят на самый длительный проект

Железнодорожной ветке Кызыл – Курагино, судя по всему, быть. В конце декабря 2017 года правительство РФ утвердило проект по строительству железной дороги протяженностью 410 км к угольному месторождению Элегест. Проект, который в последние годы активно продвигала Республика Тува, сегодня уже имеет инвестора, а тот, в свою очередь, беспрецедентные госгарантии. Но будет ли проект реализован? Стальные пути через Туву пытаются проложить ни много ни мало на протяжении 150 лет, но к логическому завершению стройка так и не подошла. Помешал кризис и санкции

Как сообщили власти Тувы, строительства ветки Кызыл – Курагино ждут уже порядка 10 лет. Глава республики Шолбан Кара -оол отмечает: актуальность проекта с каждым годом только растет, и то, что сегодня он вновь возрождается, есть не что иное, как подтверждение значимости ветки. А причиной, по которой проект пару лет назад вновь застрял на одном месте, Ш. Кара -оол называет кризис и санкции. "Экономическая целесообразность проекта тувинской железной дороги Кызыл – Курагино уже не требует таких доказательств, как это было 10 лет назад, когда мы начинали продвигать его на федеральном уровне. Государство готово было финансировать его из неприкосновенного резерва – Фонда национального благосостояния, если бы не финансовый кризис, а затем санкционная война", – писал глава региона в своем Telegram-канале.

Но в конце 2017 года, после декабрьского совещания у зампреда российского правительства Аркадия Дворковича, стало известно, что проект ветки через Туву был фактически утвержден властями. А реализовываться он будет по принципу государственно-частного партнерства.

Инвесторами Кызыл – Курагино станут Тувинская энергетическая промышленная компания и управляющее активами пенсионных фондов ЗАО "Лидер", которые вложат в проект по 28,9 млрд руб. каждый. Кроме того, "Лидер" планирует организовать размещение облигаций на сумму 134,6 млрд руб. среди негосударственных пенсионных фондов и инвесторов, а также обеспечить их выкуп. В свою очередь, государство страхует риски компании и имеет право отобрать проложенные пути, в случае если горно-обогатительный комбинат на Элегестском месторождении не будет вовремя построен.

Гарантии, которые предоставлены ТЭПК и "Лидеру", глава Тувы назвал "беспрецедентными".

"То, что даже в таких непростых условиях проекту Кызыл – Курагино сегодня открывают второе дыхание, подтверждает всю серьезность намерений довести начатое до логического завершения", – заявил Ш. Кара -оол.

Очередная попытка

О востребованности железной дороги через Туву говорил и президент России Владимир Путин на III Железнодорожном съезде. Высоко оценивают проект и на Красноярской железной дороге. Как заявил начальник КЖД Владимир Рейнгард, сегодня линию Кызыл – Курагино, которую будут строить с нуля, с нетерпением ждет экономика всей Сибири. "В недрах Тувы лежит вся таблица Менделеева, качественные угли, железная руда. И строительство данной линии по-прежнему актуально, – отметил В. Рейнгард и подчеркнул: реализовать проект "хотят все", а дело остается за малым – решить вопрос с финансированием.

Но сегодня этот вопрос решен. Проект строительства ветки Кызыл – Курагино прошел госэкспертизу, концессионное соглашение с ТЭПК и ЗАО "Лидер" заключено. Согласно ему, компании должны взяться за его реализацию к 2022 году.

Несмотря на столько очевидные намерения, в том, что проект будет начат, сомневается востоковед, профессор Сибирского федерального университета Владимир Дацышен. Историк заметил, что ветку через Туву хотели проложить еще в 1860-е гг. Затем возвращались к разговору о необходимости стройки и в советское время, и в нулевых. "Когда проектировалась Транссибирская магистраль, один из возможных и самых перспективных вариантов строительства железной дороги должен был проходить именно здесь, через верховья Енисея и через Монголию с выходом на Иркутск. Но из-за дороговизны такого проекта его отложили даже несмотря на то, что он был наиболее перспективным, нежели тот, что мы имеем сейчас, проходящий по Московскому тракту, – рассказывает В. Дацышен. – А когда Транссиб был построен, встал вопрос, чтобы от него дороги прошли в Саяны. Рассматривали пути в Китай через Туву. Был также проект единой дороги Абакан – Тайшет с выходом через Туву на Монголию. До Минусинка дорогу довели, но дальше не хватило денег".

Эксперт высказал сомнение, что в сегодняшней экономической ситуации в России проект будет реализован. Да и станет ли он экономически эффективным и окупаемым? В частности, с этим вопросом редакция журнала "РЖД-Партнер" обратилась и к инвесторам Кызыл – Курагино. Однако и в ТЭПК, и в ЗАО "Лидер" предпочли воздержаться от каких-либо комментариев. В любом случае намерения еще не означают конкретных действий, а с учетом всех существующих рисков этот проект вполне может так и остаться на бумаге.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру18.01.2018