24-04-15 / 2015
Новости отрасли
Вещь недели | Тележка Barber

Человек непосвященный, услышав словосочетание "тележка Barber", ничего не поймет. Но представьте, что у вас есть 500 000 т угля, который нужно увезти из Кузбасса, например, в порт Посьет на Дальнем Востоке. Если уголь едет в арендованном вагоне с тележкой Barber, перевозка тонны груза обходится на 15% дешевле в сравнении с обычным вагоном. Во-первых, грузоподъемность такого вагона выше обычного. Во-вторых, ФСТ установила скидку на перевозку груза в таких вагонах: 6% к тарифу. Стоит он, правда, 2 млн. руб. против примерно 1,4 млн. руб. за обычный новый вагон.

Крупнейший производитель в России – Тихвинский вагоностроительный завод (Ленобласть), принадлежащий Объединенной вагонной компании (ОВК). Это такой iPhone от вагоностроения.

Тележка Barber – разработка американской компании Wabtec, права на которую приобрел тихвинский завод. "Когда вы инвестируете такие деньги в проект, экспериментировать с базовой технологией неразумно. Чтобы создать вагонную тележку с нуля, нужны титанические усилия и многомиллиардные инвестиции, и не рублевые", – объяснял гендиректор ОВК Роман Савушкин в интервью "Ведомостям". Зачем изобретать iPhone заново, если можно купить патент и производить такой же телефон? Теперь ОВК, принадлежащая группе ИСТ Александра Несиса и партнеров, размещает 10% акций на Московской бирже. Инвесторам компания предлагает извлечь выгоду из технических характеристик тележки Barber.

Но время для размещения выбрано неподходящее. Экономика стагнирует, лишних вагонов на путях РЖД не просто много, а очень много. ОВК верит в восстановление рынка, в то, что преимущества тихвинских вагонов оправдают высокую цену. Это был бы обычный рыночный риск, если бы не одно "но". На пятки ОВК наступает "Уралвагонзавод" (УВЗ), который тоже производит вагоны с повышенной грузоподъемностью, но придерживается другой стратегии.

Госкомпания не стала тратиться на покупку дорогостоящих иностранных технологий, а взялась разрабатывать тележку сама. "Мы тоже можем купить инновационные колеса, которые вышли из производства 10 лет назад. Но это не будет инновацией. Инновация – это разработка, не покупка устаревшей технологии", – подчеркивал в интервью "Ведомостям" гендиректор УВЗ Олег Сиенко. Вагоны УВЗ дешевле, 1,6–1,7 млн. руб. Очень русский подход: сделать свое, лучше и дешевле, пройти путь в 10 лет за трехлетку и показать "им всем", как должно быть на самом деле.

Какая стратегия окажется выигрышной: строгий рыночный расчет (с хорошим подспорьем в виде тарифной скидки) или особый путь, но с надежной страховкой от кредиторов в лице государства?

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости24.04.2015