14-10-15 / 2015
Новости отрасли
Вернутся на прежние позиции

Федеральная антимонопольная служба ФАС предлагает повысить расстояние, на котором ОАО "РЖД" может применять понижающие коэффициенты меньше тарифного коридора, с 1,1 тыс. км до 3 тыс. км.

Предполагается, что такая мера позволит вернуть грузы с автотранспорта на железную дорогу, которые уже начали уходить даже с традиционно железнодорожных расстояний. "Сейчас мы изучаем вопрос о расширении права ОАО "РЖД" выходить за рамки нижней границы тарифного коридора при установлении стоимости железнодорожных перевозок, – говорит заместитель начальника управления контроля транспортной связи ФАС России Наталия Яковенко. – Учитывая, что расстояния, на которых снижается доля железной дороги в грузоперевозках, растут, целесообразно скорректировать коридор так, чтобы можно было применять понижающие коэффициенты от прейскуранта на расстояние до 3 тыс. км". По ее словам, этот вопрос сейчас находится в разработке. Как сообщил "Гудку" заместитель начальника департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО "РЖД" Николай Досегаев, на сегодняшний день права РЖД, данные регулятором относительно действия в рамках тарифного коридора, крайне ограничены. "Речь идет как о рамках коридора, так и об условиях применения. Если ФАС планирует расширить границы коридора или рамки критериев, где мы можем работать, то мы приветствуем такую инициативу. При этом мы говорим не только о привлечении на железную дорогу грузов, ушедших на альтернативные виды транспорта. Не секрет, что существуют предприятия, которые в силу сложившейся экономической ситуации в принципе не имеют адекватной возможности вывезти свою продукцию. Инициатива ФАС могла бы серьезно помочь – чем шире спектр возможностей влияния на тарифы, тем больше шансов, что мы сможем вывезти грузы таких компаний", – подчеркнул Николай Досегаев. Грузоотправители также положительно оценили эту возможную меру. Заместитель директора департамента железнодорожного транспорта ПАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" Аркадий Мейтин сообщил, что все основные маршруты перевозок компании укладываются в 3 тыс. км. "В Дальневосточный регион мы не возим, так что инициатива довольно интересна. Основные направления перевозок мазута и дизельного топлива с наших уфимских предприятий – Новороссийск, Мурманск, Автово, Усть-Луга, все они подпадают под инициативу ФАС", – сообщил Аркадий Мейтин. По мнению члена правления Ассоциации производителей и потребителей природных строительных материалов "Карьеры Евразии" Дмитрия Завьялова, возможно, эта мера позволит привлечь новые объемы строительных грузов на железную дорогу. "В частности, под предложенное расстояние будут подпадать железнодорожные перевозки с Урала в Московский регион – если, конечно, РЖД применят понижающие коэффициенты. В целом инициатива ФАС может повысить железнодорожный грузооборот по стране", – считает Дмитрий Завьялов. Эксперты отмечают обострившуюся "межвидовую" конкуренцию между железнодорожным и автомобильным транспортом. При этом железная дорога теряет высокодоходные и среднедоходные грузы и начинает специализироваться на перевозках массовых грузов на значительные расстояния. "Например, в период с 2006 по 2014 год железнодорожный транспорт потерял около 60 млн тонн грузов, из которых черные металлы составляют около 7 млн тонн. Среднее расстояние перевозки за аналогичный период выросло на 23% и достигло 1,669 тыс. км, – отметил ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Слободяник. – Кроме того, постоянно увеличивается эффективное расстояние "межвидовой" конкуренции, которое в последние годы достигает 3 тыс. км. Если в 2006 году железнодорожным транспортом на расстояния до 1 тыс. км перевозилось 57,6% всех грузов, то в прошлом году доля в перевозке составила 49,9%". По его словам, возможность изменения тарифа как на повышение, так и на понижение строго регламентирована, а процедура принятия решения о применении коэффициента в рамках тарифного коридора длительна по времени в связи с тем, что необходимо пройти многочисленную и многоуровневую процедуру согласования документов. Кроме того, в настоящее время "ценовой коридор" на железной дороге применяется в большей степени как механизм привлечения дополнительных финансовых средств заинтересованных частных инвесторов на развитие железнодорожной инфраструктуры, а не как механизм конкуренции. "Несомненно, решение об увеличении тарифного коридора на расстояния перевозки до 3 тыс. км положительным образом скажется на увеличении конкурентоспособности железнодорожного транспорта, – полагает Александр Слободяник. – Однако для достижения большей эффективности необходимо упростить процедуру принятия решения о применении понижающего коэффициента. Также для повышения эффективности ценового коридора необходимо уходить при его использовании от практики привлечения дополнительных финансовых средств заинтересованных инвесторов на развитие инфраструктуры и применять его как механизм конкуренции. В 2014 году в рамках ценового коридора было принято 23 решения по изменению уровня тарифов, из которых только 12 решений направлено на понижение уровня тарифа". По данным Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС), легкие строительные материалы, машины и оборудование, продукты питания автомобилями сейчас перевозят на расстояния более 3 тыс. км. "Железнодорожным операторам становится все труднее конкурировать с автомобилистами, учитывая более низкую стоимость перевозки, – подчеркнула председатель НП ОЖдПС Ольга Лукьянова. – Данное предложение ФАС, по моему мнению, будет способствовать возврату грузов на железную дорогу". По ее словам, для грузоотправителей в доставке груза важными факторами являются и сервис, и сроки доставки, и цена, однако сейчас, в условиях кризиса, более низкая стоимость перевозки будет первичным фактором для выбора вида транспорта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.10.2015