08-07-15 / 2015
Новости отрасли
Вернут владельцу

В соответствии с поручением правительства Минтранс, Минэкономразвития, РЖД и Совет потребителей железнодорожного транспорта выберут наименее интенсивные линии, определят их состояние, систему финансирования и госорганы, которые должны заниматься их содержанием.ОАО "РЖД" сможет снизить расходы на содержание малоинтенсивных линий. Под малоинтенсивными железнодорожными путями подразумеваются железные дороги необщего пользования, находящиеся на балансе РЖД. Компания содержит данные дороги, но взимает при этом договорную плату с тех структур, которым они принадлежат, к примеру с Росатома или Минобороны.

"Сейчас речь идет о том, чтобы полностью передать эти пути на содержание госорганам, – говорит начальник экономического отдела управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Сергей Алексанин. – Иными словами, мы планируем передать им право самостоятельно заниматься их содержанием, обслуживанием и ремонтом. И это правильное направление, так как РЖД необходимо концентрировать свои усилия на работе с главными железными дорогами – путями 1-го, 2-го, 3-го классов, по которым осуществляется основное движение грузовых и пассажирских поездов".

"Идея передать их на содержание хозяевам появилась еще в Министерстве путей сообщений, а теперь заявлена вновь. РЖД очень выгодно, чтобы Росатом или Минобороны содержали данные участки инфраструктуры и несли всю ответственность за их эксплуатацию, так как убытки, приносимые одной малоинтенсивной линией, могут достигать сотни миллионов рублей, – замечает заместитель генерального директора ЗАО "Интегрированные транспортные системы" Александр Кисько. – Но я не вижу смысла в том, чтобы Минобороны брало на себя данные расходы. Так как государству проще финансировать эксплуатацию этих железных дорог РЖД и даже покрывать им убыточность эксплуатации, возмещая полные расходы, а не договариваться о финансировании с Минобороны или Росатомом".

Также, замечает Александр Кисько, и для госорганов эта схема неэффективна – для содержания малоинтенсивных железнодорожных линий им придется нанимать железнодорожные компании. При этом реального сокращения финансирования государством железных дорог в результате реализации такой схемы не произойдет, так как в железнодорожной системе России – в рамках грузовых и пассажирских перевозок – безопасность движения, то есть исправность и надлежащее состояние железной дороги, крайне важна, а потому экономия на ее содержании невозможна. Также (из-за строгого соблюдения безопасности) не сократить расходы при перевозках воинских грузов, а также специальных (в том числе грузов Росатома), даже если передать финансирование малоинтенсивных железнодорожных участков госорганам. "Не думаю, что сейчас РЖД нерационально расходуют средства на их содержание, так как данное финансирование осуществляется на основе четких нормативов, определяющих способ содержания, количество необходимых для этого материалов, то, какие трудовые ресурсы должны быть задействованы в этом процессе, и в целом все его параметры и составляющие", – полагает эксперт.

Малоинтенсивные участки есть в составе каждой железной дороги. В 1990-х годах, в условиях западной ориентации экспорта (направления грузопотоков к Азово-Черноморскому бассейну и северным портам) большая часть малоинтенсивных железнодорожных линий располагалась в восточной части России. Сейчас, вместе со сдвигом центра мирового развития в сторону Азии, большей концентрацией таких участков стала характеризоваться как раз европейская части России.

Как сообщили в пресс-службе Минтранса, также в настоящее время в министерстве прорабатывается вопрос о малоинтенсивных линиях, имеющих преимущественно социальное значение, в отношении которых возможно заключение сетевого контракта (договора) в пилотном режиме, а не передача их содержания тем или иным госорганам.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.07.2015