18-12-14 / 2014
Новости отрасли
Вернуть упущенное

ПЕРЕВОЗКИ УДОБРЕНИЙ

ПОГРУЗКА УДОБРЕНИЙ РАСТЕТ С НАЧАЛА ГОДА

ПЕРЕВОЗКИ УДОБРЕНИЙ

ПОГРУЗКА УДОБРЕНИЙ РАСТЕТ С НАЧАЛА ГОДА

Перевозка удобрений заметно выросла по сравнению с прошлым годом — благоприятная мировая конъюнктура на рынке удобрений и рост цен способствовали увеличению их экспорта из России. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в январе-сентябре 2014 года экспорт калийных удобрений вырос на 58,6%, до 7,5 млн тонн, азотных — на 5%, до 9,2 млн тонн.

За счет внешнеторгового трафика погрузка удобрений на сети РЖД возросла за три квартала на 6,6%, до 41,1 млн тонн, а в отдельных регионах, например на СвЖД, где продукцию грузят "Уралкалий" и "Уралхим", объемы увеличились на 24,1% — до 12 млн тонн.

Благодаря активизации мирового спроса российские производители удобрений заметно нарастили объемы производства

В текущем году мировой спрос на удобрения заметно активизировался. На этом фоне российские компании нарастили поставки в страны Юго-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки. Маршруты доставки экспортной продукции лежат в основном через порты, в которые удобрения приходят по железной дороге. Так, крупнейший в мире производитель калийных удобрений компания "Уралкалий" отгружает на железную дорогу около 95% своей продукции, из которых 35% идут напрямую потребителям России, ЕС, Китая и СНГ без перегрузок в портах. Остальные 5% продукции распределяются между автомобильным и речным транспортом. Аналогичные схемы логистики характерны практически для всех отечественных компаний по производству удобрений. Соответственно увеличение объема выпуска продукции у них автоматически приводит к росту железнодорожных перевозок удобрений.

Работы прибавилось

Благодаря активизации мирового спроса российские производители удобрений заметно нарастили объемы производства. В частности, "Фо- сагро" (второй в мире производитель фосфатных удобрений) за январь-сентябрь увеличило выпуск азотных удобрений на 5%, до 4,6 млн тонн.

Как отмечали в компании, ценовая конъюнктура существенно улучшилась по сравнению с прошлым годом. Так, цена на диаммоний фосфат (FOB Tampa) на 30% превышала показатель середины октября прошлого года.

"Акрон" за девять месяцев увеличил выработку продукции на 5% — до 4,8 млн тонн. Основной причиной компания называла рост производства азотного удобрения КАС, а также увеличение объема производства апатитового концентрата на 42%, до 631 тыс. тонн.

"Уралкалий" нарастил объемы производства в январе-сентябре 2014 года на 27,8%, до 9,2 млн тонн. Правда, в ноябре у компании случился провал грунта на руднике "Соликамск-2" в Березниках (Пермский край), в результате чего добыча калийной руды не велась, однако, по мнению экспертов, это вряд ли скажется на производственных показателях работы компании по итогам года.

Там же, в Пермской крае, работает компания "Уралхим". Ее завод "Азот" в первом полугодии увеличил выпуск продукции на 5%, до 1,8 млн тонн.

Генераторы спроса на технику

Практически все производители удобрений имеют свои транспортные компании, занимающиеся логистикой продукции. По мнению участников рынка перевозок удобрений, сейчас для них наиболее актуально стоит вопрос обновления подвижного состава. Новые вагоны имеются практически у всех. К примеру, "Уралкалий" в текущем году обновил свой парк за счет инновационной техники повышенной грузоподъемности, что позволило сократить затраты на транспортировку продукции.

"Уралхим" в 2014 году обзавелся новыми аммиачными цистернами — 100 единиц поступили в распоряжение "Уралхим-Транса" по договору финансового лизинга с "Альфа-Лизингом". Стоимость сделки составила примерно 500 млн рублей. Как отмечают в компании, расширение собственного парка аммиачных цистерн соответствует стратегии "Уралхима" по обеспечению логистической независимости, которая продиктована необходимостью сокращения зависимости от арендованного парка других производителей аммиака. В рамках этой стратегии за три последних года компания увеличила долю собственного парка аммиачных цистерн с 40 до 71%. На сегодняшний день в распоряжении "Уралхим-Транса" находится 1,7 тыс. цистерн для транспортировки аммиака, из которых более 1,2 тыс. единиц — в собственности.

Второй составляющей транспортно-логистической безопасности для производителей является портовая инфраструктура. Тем более что экспорт в условиях слабого рубля в ближайшие годы может окрепнуть.

Терминалы нужны не только в России

За 10 месяцев текущего года объем перевалки удобрений в морских портах России составил 12,9 млн тонн, что на 24% больше уровня прошлого года. Заметно увеличились объемы на Балтийском балкерном терминале в Санкт-Петербурге, которым владеет "Уралкалий". Прибавилось работы и на Туапсинском балкерном терминале, принадлежащем "Еврохиму". В то же время в Новороссийске объем перевалки удобрений снизился почти на 20%, до 0,6 млн тонн.

Тем временем в портах Прибалтики в текущем году российских удобрений заметно прибавилось. Так, в Рижском порту объем их перевалки вырос на 70,9%, до 2,1 млн тонн. Там грузит сыпучие удобрения "Урал- хим". Напомним, что в прошлом году компания завершила строительство специализированного терминала Riga Fertilizer Terminal мощностью первой очереди 2, 5 млн твг с возможностью расширения до 3,5 млн твг. Общий объем инвестиций в проект составил более €60 млн. Помимо Риги "Уралхим" отправляет удобрения через порт Вентспилс, где на комплексе "Вентамоньякс" переваливается жидкий аммиак. Покупка в прошлом году этого терминала мощностью 1 млн твг обошлась "Уралхиму" в €54 млн. Акрон также грузит около 1 млн твг карбамидно-аммиачной смеси через терминал AS BCT в эстонском порту Силламяэ.

Помимо Прибалтики российские удобрения экспортируются и через украинские порты. В частности, азотные удобрения производства "Азот" (Кемерово) переваливаются в портах Южный и Николаевский. В сентябре текущего года Укрзализныця для данного грузопотока снизила требование гарантированного годового объема — с 350 тыс. тонн одним оператором до 220 тыс. тонн (-37%). При условии выполнения новой нормы используется льготный спецтариф, составляющий $13,8 за тонну.

Отметим также, что производители удобрений продолжают хеджировать риски через стивидорные активы. К примеру, "Фосагро" строит долгожданный собственный терминал "Смарт Балк Терминал" в порту Усть-Луга. Инвестиции в проект оцениваются в $15 млн. Стройка должна окупиться за два года и поднять выручку компании на $10 млн в год. Завершить строительство планируется до конца 2014 года. Технология нового терминала позволяет не строить склады, а размещать и хранить продукцию в специализированных контейнерах, из которых груз будет перегружаться в трюм судна автоматизировано. Полная мощность порта составит 1,5 млн тонн в год (около 25% производимой "Фосагро" продукции). Как отмечают аналитики, синергия терминала с собственной транспортной компанией "Фосагро- Транс" позволит сэкономить почти $13 на перевалке каждой тонны удобрений.

Там же, в Усть-Луге, собирается строить терминал "Уралхим". По данным его представителей, на сегодняшний день в России отсутствуют собственные мощности компании по перевалке аммиака на морской транспорт, поэтому они вынуждены пользоваться услугами комплексов в Эстонии, Латвии и Украине. При этом к 2018 году предполагается увеличение объемов выработки аммиака на 2,1 млн тонн, из которых 1,5 млн тонн пойдет на экспорт. Помимо инвестиций в терминал компания планирует увеличить вложения в специализированный подвижной состав и развитие припортовой железнодорожной инфраструктуры. По предварительным данным, мощность нового перевалочного комплекса составит 2 млн тонн в год.

О намерении построить балкерный терминал на 5 млн твг в порту Усть-Луга заявляла также компания "Еврохим". Однако пока проект не прошел Главгосэкспертизу

Прогнозы радуют, но не дома

Как отмечают эксперты, 2014 год уже стал успешным для производителей удобрений в отличие от 2013-го. Напомним, что в августе прошлого года произошел обвал цен на калийные удобрения из-за конфликта "Уралкалия" с "Беларуськалием". В текущем году цены постепенно восстанавливаются. А прогнозы на следующий год выглядят еще более оптимистичными, что обусловлено ростом спроса в связи с быстрым развитием сельского хозяйства в ряде регионов мира. Главным драйвером на мировом рынке удобрений является китайский рынок, где потребление в 2014 году может достичь 12 млн тонн. За Китаем следуют Индия и Бразилия. Затем — США, Пакистан, Франция, Канада и Германия. Как отмечают эксперты, ослабить спрос могут только неблагоприятные погодные условия, как это случилось в текущем году в Индии, где обильные муссонные дожди не позволили аграриям засеять большие площади земель.

"Уралкалий" уже заключил контракт с крупнейшим индийским импортером минеральных удобрений Indian Potash Ltd по $322 за 1 тонну на условиях CFR (стоимость товара и транспортировка до порта назначения). С апреля 2014-го по март 2015 года компания поставит в Индию 800 тыс. тонн калия. Однако напомним, что цена поставок в 2013 году (до разрыва "Уралкалия" с "Беларуськалием") составляла $400 за 1 тонну

Помимо роста спроса на внешнем рынке потребление удобрений может вырасти и внутри России. По крайней мере об этом заявляют эксперты, ссылаясь на оживление аграрного производства в стране, вызванного продовольственным эмбарго на западную продукцию.

Вместе с тем до последнего времени потребление удобрений в нашей стране росло очень умеренно. Российские аграрии увеличили закупки в основном азотно-фосфорно-калийных удобрений (NPK) и аммофоса (MAP). В 2013 году внесение удобрений в почву сохранялось на уровне 2012 и 2011 годов — 2,4 млн тонн действующего вещества. Сами производители не ждут резкого повышения спроса на их продукцию внутри России, что связано с высокими ценами для российских аграриев. Дело в том, что до 1 января 2013 года для наших сельхозпроизводителей действовали специальные пониженные цены на удобрения, которые субсидировало государство. Однако после присоединения к ВТО цены сравнялись с минимальными экспортными, что ухудшило и без того низкий спрос. При ослаблении рубля удобрения, произведенные в России, будут дорожать автоматически. Вряд ли это поможет поднять спрос и нарастить отгрузки продукции внутри страны.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт18.12.2014