21-07-18 / 2018
Новости отрасли
Вернуться в коридор

Грузия намерена создать новые логистические хабы в Тбилиси и Кутаиси.

Падение транзитных перевозок по железной дороге и объемов транспортировки нефти вызвало беспокойство в правительстве Грузии. Оно намерено требовать от компаний транспортной отрасли нового подхода к развитию транспортных коридоров.

Министр экономики и устойчивого развития Грузии Георгий Кобулия, вошедший в состав представленного на прошлой неделе обновленного правительства, создал рабочую группу для пересмотра инфраструктурных проектов. Он отметил, что политика страны в области развития логистики требует пересмотра.

"Ситуация быстро меняется с точки зрения грузооборота. Мы должны подвергнуть анализу исследования, которые уже были сделаны. У меня нет ответа на вопрос о том, как сделать Грузию логистическим центром и как использовать ее потенциал, но мы его найдем", – сказал он.

Позиция министерства связана с тем, что инфраструктурные проекты последних лет не способствовали изменению динамики снижения объемов перевозимых по железным дорогам Грузии грузов.

В начале месяца АО "Грузинская железная дорога" (ГЖД) опубликовало статистику грузовых перевозок за первое полугодие 2018 года. Объем грузов, перевезенных в январе – июне текущего года, составил 5 млн 15,2 тыс. тонн. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года грузопоток снизился на 4,7%. Наиболее заметны изменения в объеме транзитных перевозок – за указанный период они упали на 24,2% (до 2 млн 37,1 тыс. тонн), но тем не менее составили большую часть от общего объема. Отрицательная динамика связана и со снижением объема перевозок нефти и нефтепродуктов – зафиксировано падение на 29,7% (до 1,6 млн тонн).

Таким образом, рост объемов перевозок зерна (+66,2% относительно аналогичного периода 2017 года), железной руды и марганца (+28,3%) и химических и минеральных удобрений (+24,9%) не повлиял на общую картину падения грузопотока – совокупный объем перевозок перечисленных грузов составил 782,6 тыс. тонн.

Тенденция сокращения объемов транзитных перевозок и транспортировки нефти и нефтепродуктов сохраняется в течение нескольких лет.

Как отмечает руководитель Центра исследований транспортного коридора Паата Цагареишвили, специфика грузопотока по территории Грузии состоит в тесной связи железнодорожных перевозок с работой грузинских портов.

"Снижение объемов грузов в портах влияет на железную дорогу, и, наоборот, снижение объема перевозок по железной дороге отрицательно отражается на портах Грузии. За последние шесть лет (2012–2017 годы. – Ред.) грузопоток по железной дороге снизился на 47%. В частности, на 55% упали перевозки нефти и нефтепродуктов, на 40% – сухих грузов. Транспортная инфраструктура с того момента, как нефтяные грузы перешли к трубопроводу, не смогла компенсировать падение грузопотока за счет перевозок сухих грузов. Транзитные перевозки, в свою очередь, за этот период снизились на 59%", – сказал он.

Правительство Грузии не использует рычаги, которые используются ОАО "РЖД", в том числе и для повышения грузопотока на территории Армении, – снижение пошлин и понижение тарифов. Напротив, цена на транспортировку нефти по территории Грузии за последний год выросла с $4 до $10 за тонну.

Напомним, что ранее Грузия рассчитывала на стабильный транзит по коридору Китай – Грузия – Турция – Европа, но в результате по нему проследовал лишь один грузовой поезд, после чего китайские инвесторы переориентировались на маршруты, которые минуют Грузию, что практически исключило ее из проекта "Один пояс, один путь".

В то же время недавно открытый в тестовом режиме коридор Баку – Тбилиси – Карс пока не оказывает влияния на объем перевозимых грузов. По мнению Пааты Цагареишвили, объем перевозок по маршруту в течение ближайших двух-трех лет составит не более 3–5 млн тонн, в то время как для получения прибыли от функционирования маршрута необходимо довести этот объем по крайней мере до 5 млн тонн.

Георгий Кобулия обозначил несколько направлений, в рамках которых будут реализовываться инфраструктурные проекты. Признав тесную связь и необходимость согласованного развития железнодорожного и морских перевозок, он отметил важность реализации проекта глубоководного порта Анаклии. Кроме того, новое правительство планирует повысить привлекательность Грузии как транзитного коридора путем развития логистических хабов.

"Обустройство различных логистических сервисов будет очень важным приоритетом нашего правительства. Как вы знаете, часть этих инициатив уже реализована для развития соответствующих логистических центров в Кутаиси и Тбилиси".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.07.2018