22-12-22 / 2022
Новости отрасли
Вектор развития

ОАО "РЖД" продолжает модернизацию наиболее востребованного направления перевозок

Пропускная способность Восточного полигона является залогом успешного продвижения грузов между европейской частью страны и новыми рынками на азиатском направлении. Ожидается, что по итогам года провозная способность БАМа и Транссиба составит 158 млн тонн, что на 9,7% больше показателя предыдущего года.

Масштабные планы

В 2022 году на фоне повышенного спроса на восточное направление железнодорожных перевозок грузов особую актуальность приобрел проект развития Восточного полигона. Для обеспечения роста отправок опережающими темпами проводится глобальная модернизация инфраструктуры, вводятся новые логистические и технологические решения.

По экспертным оценкам, модернизация позволит увеличить провозную способность Восточного полигона до 173 млн тонн в следующем году и до 180 млн тонн в 2024 году. К 2028 году пропускная способность БАМа и Транссиба оценивается уже в 197 млн тонн.

Как сообщили в Минтрансе, начаты проектные работы по третьему этапу развития Восточного полигона. Это позволяет ведомству делать долгосрочные прогнозы: к 2031-2032 годам его пропускная способность вырастет до 255 млн тонн, сообщил заместитель министра транспорта Валентин Иванов 22 ноября на заседании Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам.

К развитию Восточного полигона ОАО "РЖД" приступило в 2013 году. Паспорт проекта первого этапа развития утвержден распоряжением Правительства РФ от 24 октября 2014 года № 2116-р. Первый этап – "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей" – предполагает ликвидацию узких мест на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока. "Это почти 1200 объектов реконструкции и капитального строительства, порядка 5 тыс. км реконструкции верхнего строения пути, больше 200 станций и перегонов, на которых выполнены серьезные переустройства, строительство вторых путей, разъездов, двухпутных вставок, – сообщил в конце ноября заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Андрей Макаров. – Работы начались в 2013 году, и сегодня можем с полным правом констатировать, что близки к их завершению".

Второй этап развития Восточного полигона был утвержден распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2021 года № 1100-р.

Набирать обороты

Восточный полигон расположен в границах трех железных дорог – Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной. Красноярская дорога является своеобразными воротами Восточного полигона. Общая протяженность пути составляет 14,1 тыс. км, а площадь территории – 1,4 млн кв. км (примерно три Франции).

Как рассказали "Гудку" в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД", в текущем году в направлении востока темпы роста погрузки достигли практически 3% (2,8%), при этом данная динамика приобрела устойчивый характер.

Существенно изменилась структура грузопотока: в направлении Дальнего Востока стали расти внутрироссийские перевозки и экспортный поток готовой продукции. Увеличен экспорт прочих грузов высокого передела (главным образом цветных металлов и химикатов) почти на 21%, а также грузов в контейнерах – на 35%. В их числе бумага, целлюлоза, пиломатериалы, химикаты, растительное масло, продукты питания, металлоконструкции и изделия.

Сегодня с учетом роста объемов отправок развитие Восточного полигона является одной из самых обсуждаемых тем транспортного рынка. Значимость этого направления перевозок не раз отмечал президент РФ Владимир Путин. "Планы соответствующих мероприятий, связанных с расширением возможностей Восточного полигона (это БАМ и Транссиб), уже реализуются и будут реализовываться. И не только за счет улучшения диспетчеризации, но и за счет расширения пропускных способностей. В ближайшие годы наша цель – увеличить пропускную способность примерно на 40 млн тонн. Я уверен, что это будет реализовано", – заявил глава государства в ходе Восточного экономического форума.

Процессы оптимизации

Наряду с масштабными работами по модернизации БАМа и Транссиба для наращивания провозной способности магистрали холдинг задействует все технологические резервы. По словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" Михаила Глазкова, за 11 месяцев в восточном направлении проведено 15,5 тыс. поездов весом 7100 тонн (в полтора раза больше, чем годом ранее). Обеспечена перевозка дополнительно свыше 3 млн тонн грузов.

Более 10,5 тыс. поездов (в 3,6 раза больше, чем в 2021 году) прошло с использованием технологии виртуальной сцепки, позволяющей минимизировать интервал попутного следования. Другим эффективным решением текущего года стало использование высвобождающихся на Дальневосточной дороге после выгрузки полувагонов для перевозки контейнеров.

По данным ЦФТО, сегодня разработано и утверждено 11 схем размещения и крепления контейнеров во всех типах полувагонов. При необходимом уровне безопасности таких перевозок удалось сократить в три раза продолжительность погрузочно-разгрузочных операций с контейнерами на тыловых терминалах станций Находка, Находка-Восточная, Артем-Приморский, Угловая.

К перевозкам контейнеров в полувагонах уже приступили крупные игроки транспортного рынка, среди которых АО "РЖД Бизнес Актив" (РЖДБА), ПАО "ТрансКонтейнер", FESCO, ООО "Логопер". "Несмотря на то что перевозка в полувагонах проигрывает в технологичности и эффективности перевозке на фитинговых платформах, в текущих условиях высокой нагрузки на Восточный полигон и дефицита платформ на станциях Дальневосточной магистрали она позволит использовать все доступные на рынке возможности для обеспечения вывоза грузов наших клиентов", – ранее сообщил директор по продажам и клиентскому сервису ПАО "ТрансКонтейнер" Никита Пушкарев.

Директор по логистике РЖДБА Иван Боднар добавил, что технология перевозки контейнеров в полувагонах носит временный характер и будет использоваться до стабилизации вывоза грузов из портов Дальнего Востока, затем компания планирует вернуться к технологии отправки на фитинговых платформах, которая максимально реализует профессиональные компетенции контейнерного оператора.

Справка "Гудка"

Модернизация Восточного полигона ведется в соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года" и согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (утвержден правительством 30 сентября 2018 года), а также Долгосрочной программе развития ОАО "РЖД" до 2025 года, утвержденной кабмином 19 марта 2019 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.12.2022