05-02-21 / 2021
Новости отрасли
Ведомства согласуют субсидию ж/д-тарифа для топлива в ДФО, изучат перекрестное субсидирование на ж/д-транспорте

Ведомства должны до 15 февраля согласовать размер субсидии и источники ее финансирования для возмещения ОАО "Российские железные дороги" недополученных доходов из-за скидки на транспортировку нефтепродуктов на Дальний Восток по железной дороге.

Такое поручение содержится в протоколе по итогам совещания на тему топливного рынка, состоявшегося у вице-премьера РФ Александра Новака 28 января, с текстом протокола ознакомился "Интерфакс". Среди ответственных - Минэнерго России, Минтранс, Минэкономразвития, Минфин, а также Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

"До 15 февраля 2021 года обеспечить исполнение ранее данного указания в части выработки согласованной позиции по источнику финансирования и размеру субсидии из федерального бюджета ОАО "Российские железные дороги" на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом моторного топлива в направлении Дальневосточного федерального округа и предназначенного для реализации на территории РФ", - говорится в протоколе.

При подготовке расчетов ведомствам необходимо будет опираться на показатели перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом на Дальний Восток в 2020 году.

Исторически на Дальнем Востоке недостаток нефтеперерабатывающих мощностей, здесь действуют всего два НПЗ, а перевозка топлива из Центральной и Восточной Сибири повышает стоимость топлива из-за логистического плеча и ставки железнодорожных тарифов. В связи с этим уже несколько лет обсуждается тема субсидирования железнодорожного тарифа в ДФО. Одно из последних предлагаемых решений - льготный тариф на перевозку нефтепродуктов в ДФО в размере 4 тыс. рублей за тонну.

Кроме того, согласно протоколу совещания у Новака, ведомства (Минэнерго, Минэкономразвития, Минтранс, ФАС, Минпромторг, Минсельхоз) и РЖД до 1 марта должны представить в правительство проработанный вопрос о снижении тарифа на перевозку нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Правительство ждет экономическую оценку последствий принятия такого решения, в том числе - влияние на экономику перевозки иных грузов.

Ранее глава "Газпром нефти" Александр Дюков поднимал тему донастройки таможенной субсидии и ухода от перекрестного субсидирования на ж/д-транспорте, которые позволили бы нефтяникам улучшить экономику нефтепереработки. По его словам, в настоящее время сократилась субсидия, которая компенсирует ряду заводов логистическое неравенство. "При этом при перевозках нефтепродуктов железнодорожным транспортом имеет место перекрестное субсидирование, и мы, в том числе, субсидируем перевозки других. Поэтому донастройка таможенной субсидии и уход от "перекрестки" в железнодорожном транспорте могли бы улучшить экономику нефтепереработки в РФ", - говорил Дюков.

Также ведомства (ФАС, Минэнерго, Минфин, Минэкономразвития) до 1 марта должны представить в правительство расчеты по влиянию корректировки демпфирующего механизма для нефтепродуктов на бюджет РФ и экономику нефтяных компаний.

Как сообщалось, на фоне обострения проблем на топливном рынке в январе 2021 года нефтяные компании вновь предложили изменить параметры демпфера для нефтепродуктов. Между тем, замминистра финансов, статс-секретарь Алексей Сазанов заявлял "Интерфаксу", что проблемы в нефтепереработке - из-за пандемии, и менять параметры демпфера для нефтяников нет возможности.

Демпферный механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 года. Он рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой (обозначена в законе). Если эта разница положительная и экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, бюджет платит нефтяным компаниям. Если разница отрицательна - нефтяники платят в бюджет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс05.02.2021