05-10-21 / 2021
Новости отрасли
Ведомства определяют оптимальные объемы ж/д инфраструктуры в РФ под спрос на уголь - ЦСР

Ведомства изучают, какие именно объемы железнодорожной инфраструктуры будут оптимальными в РФ для вывоза угля с учетом прогнозируемого в мире спроса на него.

"Очень сложный вопрос. Буквально вчера (его на уровне - ИФ) Минэкономразвития мы обсуждали", - заявила вице-президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Татьяна Горовая в ходе транспортно-логистического форума "Грузовая панорама" во вторник.

"Формируется один из сценариев, где прорабатывается вместе с Минтрансом, какие проекты направлены исключительно на уголь, и какие риски будут ожидать нас, если мы эти проекты притормозим на какое-то время - до понимания всей ситуации", - добавила она.

"Мы понимаем, что с 2026 г. начнется существенное сокращение (спроса на уголь со стороны КНР, крупнейшего в мире потребителя этого вида топлива - ИФ)", - отметила Горовая в ходе своей презентации. "В настоящее время доля угля в китайском энергобалансе - 56%. Вместе с тем, к 2025 г. предполагается (ее - ИФ) доведение до 20%", - сказала она.

"Немаловажным с точки зрения перспектив потребления угля являются заявления Китая о достижении пика выбросов парниковых газов до 2030 г. и стремление к углеродной нейтральности до 2060 г.", - добавила вице-президент ЦСР.

"По различным прогнозам, в частности Международного энергетического агентства, мы видим, что к 2030 г. уровень потребления будет падать на 0,2% и в 2040 г. - по отношению к 2030 г. - на 1%. Относительное выражение - не такое существенное, но в абсолютном - это существенные объемы", - подчеркнула Горовая.

"Понятно, что уголь вывозить надо, если спрос есть, и необходимо его экспортировать", - отметила она. "С 2022 г. все же продолжается наращивание объемов добычи каменного угля, увеличиваются инвестиции на реализацию проектов по развитию месторождения в Хакасии и Якутии", - сказала вице-президент ЦСР.

"Но что делать с инфраструктурой? Переориентировать (ее - ИФ) на другие виды грузов будет достаточно тяжело. Поэтому достаточно сложное будет решение, принятое правительством, - продолжать ли вкладывать средства, запланированные в ту стройку, которая сейчас обсуждается", - заявила она.

"Тут вопрос мощности (пропускной способности - ИФ). Не стоит вопрос о закрытии проектов", - отметила при этом вице-президент центра, уточнив, что "самый главный и самый сложный" вопрос в этой связи сейчас - перспективы III этапа развития "восточного полигона" железных дорог (предполагает развитие сети под вывоз дополнительных объемов грузов из Якутии).

"Мы ожидаем, какое решение примет в итоге правительство с учетом тех прогнозов, о которых говорят эксперты", - сказала Горовая.

Вместе с тем, по ее словам, в 2022 г. погрузка каменного угля на сети ОАО "Российские железные дороги" ожидается на уровне 394 млн тонн, и в среднесрочной перспективе до 2030 г. ее объем прогнозируется в пределах 400-409 млн тонн. "То есть к 2030 г. все же кардинальных изменений не планируется", - заметила вице-президент Центра стратегического развития.

"Вторым по объемам потребителем угля в мире является Индия. Тоже заявляет о намерении сократить потребление к 2030 г. на 35%. Вместе с тем, Индия зависима от импорта угля, поэтому мы предполагаем, что существенного сокращения до 2030 г. в части отгрузки непосредственно из России не предвидится", - сказала она.

Тем, не менее, "после 2030 г. с учетом внешней конъюнктуры, очевидно, рынок будет падать", считает Горовая. "Япония и Южная Корея, входящие в пятерку крупнейших импортеров каменного угля на протяжении нескольких лет занимаются активной проработкой вопроса достижения углеродной нейтральности", - сказала она в ходе форума.

"В 2020 г. Япония заявила о намерении достичь (этого состояния - ИФ) к 2050 г. - главным образом за счет возобновляемых источников энергии и развития технологий в сфере водорода, улавливания и хранения углерода. Правительство Южной Кореи в июле 2020 г. тоже объявило о новом курсе и ставит амбициозную цель по созданию общества с нулевыми выбросами углерода", - уточнила вице-президент ЦСР.

Центр стратегических разработок занимается разработкой и реализацией стратегии долгосрочного развития экономики РФ. Совет директоров организации в настоящее время возглавляет министр экономического развития РФ Максим Решетников.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс05.10.2021