10-11-17 / 2017
Новости отрасли
Ведомства обсуждают 2%-ную надбавку в 2018 г. при росте ж/д грузотарифов на 6% - источники

Регуляторы железнодорожной отрасли обсуждают вопрос о 2%-ной надбавке к грузовым ж/д тарифам в 2018 году при их индексации на 6%, сообщили источники "Интерфакса", знакомые с ходом совещания в правительстве, состоявшемся в четверг у профильного вице-премьера РФ Аркадия Дворковича.

Пока не понятно, какой она будет - целевой или инвестиционной, уточнил при этом один из собеседников агентства.

Как сообщалось ранее, на 2%-ную величину (сверх 4%) в 2017 г. ставки были проиндексированы для того, чтобы обеспечить ОАО "Российские железные дороги" доходы для дополнительного финансирования капитального ремонта пути (целевая надбавка). Такой шаг был предложен компанией, чтобы сократить протяженность участков, на которых восстановительные работы были просрочены, а, следовательно, повысить скорость движения на них. При этом было поставлено условие, что по прошествии года эти 2% будут вычтены из базы индексации.

Однако еще весной возникла дискуссия о сохранении этой надбавки. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ, правда, предложила направить дополнительные доходы от нее не на капремонт пути, а на содержание локомотивов. При этом министерство транспорта РФ заявило, что не против такого шага, хотя монополия должна доказать, что без такой надбавки у нее не будет средств на обслуживание тягового подвижного состава.

В то же время, РЖД предложили направить эти деньги на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, фактически создав посыл для обсуждения уже не целевой, а инвестиционной надбавки. Причем осенью глава ФАС Игорь Артемьев высказался против "плоских" целевых надбавок именно в пользу локальных инвестнадбавок - под определенные проекты, чтобы их платили только пользователи новой инфраструктуры. По словам одного из собеседников агентства, эта дискуссия открыта до сих пор, вопрос обсуждался и в четверг на совещании у А.Дворковича.

В проекте своего финансового плана, представленного в правительство РФ (есть в распоряжении "Интерфакса"), "Российские железные дороги" вычитают эти 2% из базы индексации 2018 года, отмечая, что номинально оговоренные "инфляционные" 4% превращаются в 2%. В то же время компания предлагает пакет предложений на дополнительные 4%. За счет них монополия рассчитывает создать основу для выхода на долгосрочный уровень индексации "инфляция минус" (ориентировочно "+3,9%"), предлагаемый антимонопольной службой.

Во-первых, компания предлагает нивелировать влияние на ее доходы от нормативных решений, оценивая потери примерно в 21,9 млрд руб., что соответствует индексации в размере 1,6%. Эта сумма складывается из нескольких составляющих: на 0,3 процентного пункта (с 1% до 1,3%) увеличится налог на недвижимое имущество (отрицательный эффект - 7,8 млрд руб.), на 21,4% (до 8,258 тыс. руб. за тонну) поднимутся акцизы на закупаемое дизельное топливо (4 млрд руб.), повысятся требования к транспортной безопасности (8,1 млрд руб., включая 3,4 млрд руб., закладываемые в capex), вырастет стоимость электроэнергии за счет инвестиционной надбавки к цене на мощность для вводимых энергоблоков (2 млрд руб.).

Также компания предлагает дополнительно повысить тарифы для компенсации недополученной тарифной выручки в связи со снижением доходной ставки. Такие действия были предусмотрены прошлогодними правительственными решениями при индексации тарифов в 2017 г., отмечают РЖД в проекте финплана. При плановом росте эффективной доходной ставки в 2016 г. в 7,5% по факту он составил лишь 2,7%, то есть сверхплановые потери превысили 56 млрд руб. В 2017 г. ухудшение структуры перевозок продолжилось, отмечает монополия, прогнозируя дополнительное снижение доходной ставки к плану на 1,7 п.п. или 23 млрд руб. "Таким образом, суммарные потери в доходах за два года составят порядка 79 млрд руб. (Они - ИФ) были частично компенсированы дополнительной индексацией в 2017 г. в размере 2% (24 млрд руб.)", - пишет компания.

Кроме того, "Российские железные дороги" добавляют, что те же прошлогодние решения предполагают проработку вопроса о перераспределении в долгосрочном периоде средств от оптимизации расходов. За 2017 г. РЖД предлагают учесть такие эффекты на 32,5 млрд руб. (без учета снижения затрат на лизинг путевой техники и сокращения ставки по налогу на имущество). "Таким образом, предполагается частично компенсировать отставание доходной ставки за 2016-2017 гг. либо соразмерно учесть экономию за счет дополнительной индексации 1,4%. Это соответствует 19,1 млрд руб., что составляет всего около 20% достигнутых эффектов", - отмечает монополия.

Еще 1% в обосновании дополнительных 4% представлен как "целевая надбавка на улучшение инфраструктуры для возрастающего объема перевозок". При этом компания пишет про него в разделе о "влиянии ценового давления". В нем, в частности, перевозчик отмечает, что с начала 2017 г. на 10-30% повысили цены крупнейшие меткомпании, хотя прогноз министерства экономического развития России, на основании которого принимались решения по индексации тарифов, предусматривает рост только на 4,8-8%. Кроме того, монополия жалуется на повышение цен на дизтопливо.

"Несмотря на проведенную работу с Федеральной антимонопольной службой, ключевыми поставщиками и подрядчиками, фактический уровень роста цен на потребляемые ресурсы превысил параметры прогноза, что не позволило компании направить средства на развитие инфраструктуры. По итогам 2017 г. дополнительное ценовое давление прогнозируется в размере около 10 млрд руб.", - говорится в проекте финплана (предполагается, что он будет рассмотрен в следующий четверг, и тогда же будут утверждены окончательные параметры индексации тарифа).

В то же время, по словам одного из собеседников агентства, вопрос с целевой надбавкой решается наряду с инвестиционной. При этом, по его словам, пока не ясно и то, будут ли удовлетворены все закладываемые в тариф пожелания РЖД. Замглавы департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Василий Шипилов, например, ранее говорил "Интерфаксу", что ведомство против индексации грузовых тарифов в 2018 г. более чем на 4%. "Это позволит (монополии - ИФ) сгенерировать необходимый денежный поток. Если продолжить (индексацию - ИФ) по 4%, то они выйдут на EBITDA в 812-820 млрд (руб. - ИФ) к 2027 г. То есть, в принципе, будут финансово сбалансированы", - отметил он.

"Некоторые (нормативные - ИФ) изменения уже произошли, и сходимость доходов есть. У них нормальное состояние: они идут в этом году с большой инвестиционной программой, выйдут на чистую прибыль, заплатят дивиденды. То есть компания финансово устойчива, их финансовый результат смог эти изменения в себя внести. Поэтому сейчас путь (развития - ИФ) лежит в привлечении грузов, оптимизации издержек", - подчеркивал он.

ФАС, по словам источника "Интерфакса" сейчас поддерживает только вариант индексации на 6%, без дополнительной 2%-ной надбавки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс10.11.2017