13-08-15 / 2015
Новости отрасли
Ведомства на следующей неделе представят предложения о поддержке транспортного машиностроения РФ

Минэкономразвития, Минпромторг и Минтранс должны до 19 августа представить в аппарат правительства РФ свою позицию о необходимости поддержки предприятий транспортного машиностроения, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с перепиской ведомств.

Фактически министерствам предлагается рассмотреть предложения Минфина из его доклада по вопросу о реструктуризации задолженности по кредитам, ранее выданным производителям железнодорожной техники и транспортным компаниям. Документ был направлен в аппарат правительства в конце июля в рамках июньских поручений вице-премьера РФ Аркадия Дворковича.

В докладе, по словам собеседника агентства, Минфин отмечает, что на ж/д сети страны продолжает расти число вагонов (в том числе цистерн), не обеспеченных грузовой базой. В июне реальный профицит оценивался в 150 тыс. единиц подвижного состава, что снижало скорость доставки грузов и эффективность железнодорожных перевозок. При этом погрузка также падает. В результате закупки вагонов (в первую очередь - универсальных) снижаются, а избыточность мощностей на машиностроительных заводах рождает излишнюю численность персонала. Финансовые показатели предприятий уменьшаются вслед за сокращением денежных потоков, как следствие - проблем у ряда компаний с обслуживанием текущей задолженности и соблюдением ковенантов (в том числе - долг/EBITDA) по действующим кредитным соглашениям.

В процессе работы весной и летом ведомства рассматривали ситуацию в четырех машиностроительных компаниях - "ВКМ-Сталь" (актив группы RM Rail), концерне "Тракторные заводы", "Трансмашхолдинге" (MOEX: TRMH) и ОАО "Алтайвагон" (MOEX: ALVG) (входит в "Сибирский деловой союз"), которые договариваются с банками об урегулировании обязательств. В то же время, в рамках поручения перечень транспортных компаний, которые нуждаются в реструктуризации задолженности по кредитам, а также предложения по государственному регулированию представлены не были. То есть фактически вопрос с долгами решается самими ж/д операторами и машиностроителями в ходе переговоров с кредиторами и уже имеющимся набором мер государственной поддержки. Поэтому необходимости в разработке дополнительных мер финансовой поддержки нет, заключает Минфин

Вместе с тем, учитывая значительное падение спроса на подвижной состав, ведомство считает возможным применять нормативно-правовое регулирование отрасли (в том числе - для ускоренного обновления парка). В частности, по данным министерства, целый ряд российских компаний в ж/д отрасти просят ускорить разработку и введение межгосударственных стандартов в рамках технического регламента Таможенного союза, которым с августа 2014 г. запрещено продление срока службы вагонов без модернизации и повторной сертификации.

Разработка межгосударственных стандартов была запланирована в 2014-2017 гг. (в том числе РФ - в 2014-2016 гг.), однако ее ускорение, по мнению участников рынка, позволила бы транспортным компаниям уже в самое ближайшее время модернизировать вагоны и повысить спрос на продукцию производителей ж/д техники.

В итоге Минфин предложил трем ведомствам вместе с предприятиями отрасли определить, какие необходимы регуляторные меры для ускоренного обновления парка вагонов и ликвидации их профицита на ж/д сети, чтобы их число соответствовало уточненным прогнозам грузоперевозок (с учетом финансового состояния транспортных компаний и наличия у них фактической возможности обновлять подвижной состав). Работу это Минэкономразвития, Минпромторг и Минтранс должны провести в рамках актуализации стратегий по развитию транспортного машиностроения РФ до 2015 г., ж/д транспорта до 2030 г. и транспортной стратегии до 2030 г. В числе таких мер предложено и ускорение разработки межгосударственных стандартов.

Кроме того, по мнению министерства финансов, Минпромторгу и Минэкономразвития совместно с производителями ж/д техники стоит проработать регуляторные меры для диверсификации производства предприятий в рамках отраслевых планов импортозамещения, а также определить возможности для поставок продукции на смежные рынки без увеличения кредитной нагрузки.

Минпромторг по итогам рабочей встречи президента РФ Владимира Путина с членами правительства 5 августа уже сообщил, что "решающую роль в стимулировании спроса на подвижной состав имеют регуляторные меры, направленные на обновление парка, а также сохранение инвестиционной программы ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD). Это, по оценкам ведомства, позволит обеспечить производство грузовых вагонов на уровне 40 тыс. шт., пассажирских вагонов - 360, локомотивов - 500 и "сохранить ключевые компетенции в отрасли", приводило министерство слова своего замглавы Глеба Никитина.

Минтранс, по словам собеседника агентства, помимо прочего, писал Минфину, что поддерживает предложение выделить в 2015 г. 3,5 млрд руб. бюджетных ассигнований из антикризисного фонда правительства на целевое фондирование российских организаций, предоставляющих в лизинг пассажирский подвижной состав российского производства на льготных условиях.

Также источник "Интерфакса" заметил, что заключения о ситуации на рынке транспортного машиностроения практически полностью повторяют содержание июльского письма депутата Государственной думы РФ Радика Ильясова премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой принять меры в разрешении ситуации с профицитом грузовых вагонов на ж/д сети РФ. Оно приложено к переписке. В обращении парламентарий также отмечает, что в сложившихся условиях инициируемые федеральные законы, призванные установить порядок перевозок для порожних вагонов и их нахождения на ж/д инфраструктуре, не приносят ожидаемого результата.

При этом Р.Ильясов выражает недовольство стратегией вагоностроительных предприятий по формированию искусственного спроса на свою продукцию, когда основными приобретателями нового подвижного состава являются связанные с машиностроителями компании. По его мнению, это стало возможным из-за нерационального использования господдержки некоторыми заводами, в том числе - льгот на сооружение мощностей по производству цистерн в рамках программы проектного финансирования. Дальнейший рост невостребованных грузоотправителями вагонов может привести к еще большему дисбалансу как в железнодорожной отрасли, так в сфере вагоностроения, считает депутат.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс13.08.2015