29-12-22 / 2022
Новости отрасли
Вечно развивающийся Восточный полигон

Ни одна фраза в этом году не звучала так часто, как "перестройка логистических цепочек на восток". С закрытием запада РЖД активно наращивали погрузку в восточном направлении, но это лишь усугубило состояние инфраструктуры на Восточном полигоне (ВП).

В течение практически всего года участники рынка жаловались на то, что на сегодня спрос на грузовые перевозки в восточном направлении выше расчетных провозных параметров инфраструктуры. Но РЖД оперировали к сдаче новых объектов на БАМе и Транссибе – станций, путей и развязок.

Весной в руководстве Кузбасса и минуглепрома заявили, что планы по вывозу на экспорт не будут выполнены. А на конец осени речь шла о том, что инфраструктурные ограничения РЖД ежедневно оставляют без движения до 180 составов с углем в Кузбассе. При этом в самом холдинге заявляли об отсутствии длительного простоя вагонов с углем на сети. Как итог – добыча угля в регионе сократилась с начала года на 9,6%, объем отгрузки железнодорожным транспортом кузбасскими предприятиями – на 19,5 млн т. И по итогам года Кузбасс не вывезет в восточном направлении около 9-10 млн т угля. Несмотря на систематические отчеты РЖД о сданных тоннелях, путях и станциях, до сих пор руководством холдинга официально не объявлено, что первый этап развития и модернизации Восточного полигона завершен. Но на всех высоких заседаниях топ-менеджмент подчеркивает: график работы соблюдается, а провозная способность Восточного полигона к концу года должна быть обеспечена в объеме 158 млн т грузов.

Да, РЖД стоит отдать должное: объекты сдаются. Но на протяжении всех лет развитие Восточного полигона так или иначе тормозят несколько ключевых проблем: дефицит финансирования, нехватка кадров, необходимость ускорения подготовки проектной документации и оптимизация технических решений. И в этом году все проблемы подсветились еще ярче.

Как сообщил источник, близкий к холдингу, сегодня на Восточном полигоне работает около 13,5 тыс. человек. В ОАО "РЖД" придерживаются расчетных цифр по потребности в кадрах на ВП в 30 тыс. рабочих в следующем году и около 46-48 тыс. в 2024-м. Но дефицит кадров не решен.

Что касается финансирования, то развитие Восточного полигона в 2023- 2025 гг. потребует 788,3 млрд руб. На следующий год объем финобеспечения планируется в объеме 322,4 млрд руб. Сейчас РЖД рассчитывают на привлечение внебюджетного финансирования для модернизации ВП: прорабатывается вопрос концессии.

На реализацию третьего этапа модернизации Восточного полигона планируется направить более 600 млрд руб.

В Минтрансе к работе над третьим этапом уже приступили.

Для того чтобы убить сразу нескольких зайцев, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев на ВЭФ предложил оставить за РЖД только функции эксплуатации и капитального ремонта, а функцию строительства полигона передать Минстрою России. О целесообразности данного предложения разгорелась дискуссия.

Одновременно с этим власти обсуждают возможность снижения объемов строительства в рамках второго этапа расширения БАМа и Транссиба с их переносом на более поздний срок. Речь идет о переносе за горизонт 2024 года 88 объектов. Если уже сейчас высказываются прогнозы об увеличении дефицита провозных мощностей ВП вдвое по отношению к заявкам грузоотправителей в течение ближайших лет, то что будет после снижения объемов строительства – предугадать несложно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер29.12.2022