15-05-15 / 2015
Новости отрасли
ВЭБ закажет оценку стоимости Орского вагонного завода, заложенного по кредиту

Внешэкономбанк (MOEX: VEBM) планирует заказать оценку рыночной стоимости Орского вагонного завода (ОрВЗ, Оренбургская обл.), заложенного по кредиту.

Согласно материалам базы банных "СПАРК-Маркетинг", ВЭБ намерен провести открытый запрос котировок на право проведения соответствующих работ. Заявки претендентов принимаются до 19 мая, рассматриваться будут 26 мая. Начальная (максимальная) цена договора - 900 тыс. руб. с учетом НДС. На оценку отводится не более 15 рабочих дней.

Представитель ВЭБа в ответ на запрос о причинах проведения оценки пояснил "Интерфаксу", что "банку необходимо получить актуальные сведения о текущем статусе заемщика (ОрВЗ - ИФ) и стоимости производства, а также о перспективах по возвратности кредита".

Как сообщалось ранее, ОрВЗ был построен "с нуля" на месте бывшего завода цветных металлов в Орске. Проект реализовывала OVZ Holding, основным владельцем которой считается бизнесмен Олег Ковалев. Как писала газета "Коммерсантъ", бизнесмен хотел создать холдинг из вагонного и литейного предприятий, а также завода транспортного машиностроения. Общий размер инвестиций был заявлен на уровне 25,6 млрд руб. (по данным министерства промышленности и торговли РФ), из которых 20,1 млрд руб. должны были составить кредиты.

Однако в итоге построен был только вагонный завод. Общий размер вложений в проект к середине 2012 г. превысил 5,2 млрд руб., причем 4,6 млрд руб. предприятие было должно ВЭБу. Весной 2013 г. стало известно, что завод у структур О.Ковалева выкупил "Спецэнерготранс" (СЭТ) Зияда Манасира. "Схема достаточно сложная: завод купил СЭТ, но в дальнейшем мы будем структурировать активы",- говорил тогда изданию генеральный директор ж/д оператора Максим Мироненко, не уточняя структуру сделки и ее сумму. Источник газеты в банке при этом отмечал, что с СЭТ идут переговоры по обслуживанию кредита, еще один собеседник не исключал, что оператор получит дополнительные средства от ВЭБа на развитие проекта.

Сам "Спецэнерготранс" сообщал, что собирается полностью загрузить завод заказами на ремонт подвижного состава, а также производством вагонов "в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры". При этом оренбургское предприятие "предложит услуги широкому кругу железнодорожных транспортных компаний". Проектные мощности завода позволяют совершать до 8 тыс. операций деповского и 2 тыс. операций капитального ремонта в год. Одновременно предприятие может собирать до 5 тыс. вагонов (полувагоны, платформы различного назначения, думпкары, цементовозы и другие виды подвижного состава). Однако в итоге, как писал "Коммерсантъ", СЭТ не удалось договориться с ВЭБом о реструктуризации кредита, а производство не вышло на заявленные объемы.

Состояние ОрВЗ и конъюнктура на рынке грузовых железнодорожных перевозок подтолкнули "Спецэнерготранс" к продаже предприятия, минувшей осенью говорил "Интерфаксу" представитель СЭТ. Покупателем выступил "Рэйлтрансхолдинг" (РТХ) Сергея Шпака. Сумму сделки собеседник агентства не раскрывал. При этом он подчеркивал, что никаких обязательств перед Внешэкономбанком как основным кредитором ОрВЗ у "Спецэнерготранса" не осталось.

Источник "Интерфакса", знакомый с деятельностью ОрВЗ, сообщил, что до сделки ООО "Орский вагонный завод" имело кредит ВЭБа, сумма обязательств по которому с учетом процентов сейчас составляет 4,5-5 млрд руб. Он обеспечивался правом собственности на 99,99% в уставном капитале ОрВЗ, а также всем его имуществом и оборудованием. Эти обязательства в ходе сделки фактически перешли к "Рэйлтрансхолдингу", структуры которого пробрели непосредственного владельца этих 99,99% ООО "Орский вагонный завод" - кипрскую Kite Investments Ltd. Представитель ВЭБа сообщил агентству, что 100% ОрВЗ по-прежнему находятся в залоге у него. В "Рэйлтрансхолдинге" "Интерфаксу" не удалось получить комментарии по этому поводу. Представитель компании объяснил это "коммерческой тайной банка".

Между тем, после закрытия сделки с РТХ, на заводе было введено внешнее управление, писал "Коммерсантъ". Этому предшествовало судебное разбирательство, инициированное оренбургским ООО "Газпромдорстрой" в 2013 г., которое требовало признать ОрВЗ банкротом из-за долга в 39 млн руб. С.Шпак тогда сообщал изданию, что "Рэйлтрансхолдинг" ведет переговоры с банком, внешним управляющим и Оренбургской областью о выводе предприятия из-под процедуры банкротства, чтобы не допустить конкурсного производства. В ВЭБе же не комментировали ситуацию, заявив лишь, что "решения о введении конкурсного производства нет".

С.Шпак также заявлял газете, что РТХ готов инвестировать "некую сумму в развитие ОрВЗ", но компания рассчитывает и на заемные средства. По его словам, завод может выйти на безубыточный уровень не раньше чем через год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс15.05.2015