Глава ФСТ С. Новиков считает, что транспортные тарифы слишком долго оставались искусственным регулятором экономики: «Как правило, возникает ситуация, когда мы как федеральные органы исполнительной власти компенсируем снижающуюся эффективность бизнеса за счет предоставления исключительных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом», - подчеркнул он. При этом, по словам Новикова, не учитывается влияние на бизнес других экономических составляющих - таможенного и налогового законодательства, качества и стоимости услуг портовой инфраструктуры.
Глава ФСТ привел пример поддержки других отраслей за счет РЖД: «В прошлом году рассматривали вопрос о предоставлении исключительных тарифов на перевозку угля по железной дороге в порты Дальнего Востока. Тогда выяснилось, что в стоимости услуг стивидорных компаний по перевалке из $10,5 лишь $2,5 регулируются государством». Основная часть тарифов в портах формируется самими стивидорами.
«За счет РЖД, предоставляя исключительные тарифы, скидки к действующим тарифам на перевозку, - заявил Новиков, - мы сохраняем объемы экспорта. Но потом вынуждены возвращаться к вопросу индексации тарифов на сами железнодорожные перевозки». Он напомнил, что существует поручение председателя правительства о формировании предложений по закреплению транспортной составляющей в конечной цене угля. «Хотелось бы, чтобы выработка этих предложений проходила не с точки зрения того, что еще можно сделать за счет РЖД. Нужно учитывать другие составляющие, которые не меньше, а зачастую даже больше влияют на эффективность бизнеса», - подчеркнул руководитель ФСТ.
В прошлом году правительство разработало программу социально-экономического развития. Темпы индексации тарифов прописаны в ней на 3 года вперед. Согласно этой программе, в 2007 г. цены на ж/д перевозки не должны вырасти больше чем на 7,5 %. Монополии не удовлетворены столь низкими, по их мнению, темпами повышения тарифов и сейчас ведут консультации с различными ведомствами. Как сказал Новиков, к июню предельный уровень тарифов в отношении РЖД и других монополий будет уточнен. Будут ли затронуты тарифы на этот год, пока неясно, но не исключено, что при изменении тарифов на будущие годы естественные монополии попытаются поднять цены на текущий год.
Как отметил на заседании вице-премьер А. Жуков, цены на услуги естественных монополий должны быть такими, чтобы не раскручивали инфляцию и в то же время позволяли компаниям развивать свою инфраструктуру. «Эта тема тарифов будет одной из главных на заседании правительства, - подчеркнул он. - Причем акцент будет сделан на сдерживании роста тарифов естественных монополий - в газовой отрасли, электроэнергетике, на железнодорожном транспорте - с учетом запланированной на этот год инфляции в 9 %.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
«Независимая газета» | 15.03.2006 | «Повышенный тарифный аппетит» |
«Российская газета» | 15.03.2006 | «Осторожная и консервативная» |
«Гудок» | 15.03.2006 | «РЖД перестанут быть донором» |