21-02-19 / 2019
Новости отрасли
ВБ советует Белоруссии стимулировать инвестиции в ж/д отрасль за счет отказа от перекрестного субсидирования перевозок

Всемирный банк (ВБ) рекомендует Белоруссии реформировать тарифную политику Белорусской железной дороги (БЖД) для привлечения инвестиций в развитие ж/д грузоперевозок и пассажирских сервисов.

Такие выводы содержатся в опубликованном в четверг исследовании железнодорожного транспорта и логистического сектора Белоруссии, которое провел ВБ.

Банк также советует перестроить организационную структуру БЖД и расширить использование цифровых технологий.

Рекомендации ВБ направлены на повышение конкурентоспособности железнодорожного сектора в Белоруссии, улучшение качества пассажирских перевозок и увеличение вклада отрасли в национальную экономику.

"Стоимость железнодорожного транспорта настолько низкая, что проезд 30 км по железной дороге обходится дешевле, чем поездка на метро в Минске. Перекрестное субсидирование убыточных пассажирских перевозок за счет доходов от грузовых перевозок препятствует критически важным инвестициям в развитие сети грузоперевозок и пассажирских сервисов и даже угрожает финансовой стабильности железной дороги", - говорится в пресс-релизе ВБ со ссылкой на старшего специалиста по транспортному сектору банка Винни Вонга.

По его словам, "вместо того, чтобы обременять грузовые перевозки поддержкой пассажирских, целесообразнее было бы выработать меры по увеличению доходов от пассажирских перевозок, и если они являются важной государственной услугой - субсидировать их за счет налогов".

В исследовании отмечается, что на фоне увеличения стоимости международных пассажирских тарифов увеличились цены на региональные и местные пассажирские перевозки. "В связи с этим БЖД приходится субсидировать пассажирские перевозки за счет более высоких тарифов на грузовые, что негативно сказывается на ее способности конкурировать с иностранными компаниями и автомобильными грузоперевозками", - говорится в исследовании.

По данным ВБ, за последнее десятилетие доля железнодорожного транспорта в транзитных перевозках в Белоруссии сократилась с 35% до 29%, что в значительной степени обусловлено усилением конкуренции со стороны автомобильного транспорта, а также проблемами в организационной структуре и тарифной политике железнодорожного сектора.

В исследовании дается рекомендация разработать новую стратегию развития БЖД, включающую переоценку активов, изменение методов бухгалтерского учета, разработку коммерческих стратегий и бизнес-планов отдельно для пассажирских и грузовых перевозок. Также эксперты банка рекомендуют поменять структуру управления системой БЖД.

"Белорусская железная дорога - это не компания в привычном смысла слова, а государственное объединение, которое курирует 29 различных организаций - каждая c собственной балансовой ведомостью, отчетностью, активами и процессом принятия решений. Объединение всех этих структур в единое государственное предприятие поможет повысить общую эффективность управления сектором и его конкурентоспособность", - считает глава представительства ВБ в Белоруссии Алекс Кремер.

По данным БЖД, в 2018 году компания перевезла порядка 80 млн пассажиров. Объем перевозки пассажиров поездами городских линий вырос на 8,7% и составил почти 3,8 млн пассажиров.

Общий объем контейнерных перевозок в 2018 году по БЖД вырос на 21% и составил 635,4 тыс. TEU (контейнер в 20-футовом эквиваленте), в том числе ускоренными контейнерными поездами - 474,3 тыс. TEU (рост на 26%).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс21.02.2019