Протокол о намерениях по сотрудничеству с целью строительства инфраструктурного коридора "Путь развития" подписан 22 апреля в Багдаде министрами транспорта Турции, Ирака, Объединенных Арабских Эмиратов и Катара. Церемония подписания была приурочена к официальному визиту в Ирак турецкого президента Тайипа Реджепа Эрдогана, который активно продвигает этот проект.
Общая стоимость "Пути развития" оценивается в $17 млрд. Первый этап строительства должен быть завершен до 2028 года, второй – до 2033-го и третий – до 2050-го. "Благодаря проекту "Путь развития" мы обеспечим бесперебойный доступ к каждой стране Европы по автомобильным и железным дорогам от порта Аль-Фау (Ирак) до Лондона", – пообещал министр транспорта Турции Абдулкадир Уралоглу.
Основную инфраструктуру транспортного коридора предстоит построить на территории Ирака. Это автомобильная и скоростная железная дороги длиной 1200 км, которые соединят морской логистический центр в порту Аль-Фау в Персидском заливе и Овакей на турецко-иракской границе. Для дальнейшей доставки грузов в Европу будет использоваться транспортная система Турции.
Порт Аль-Фау после завершения строительства будет включать более 90 причалов – это в 1,5 раза больше, чем крупнейший на сегодняшний день порт региона Джабаль-Али (ОАЭ, порядка 60 причалов), – и переваливать более 100 млн тонн генеральных и контейнерных грузов. Первая очередь должна быть сдана уже в 2025 году. Контракт на ее строительство стоимостью 2,5 млрд евро был подписан с корейской компанией Daewoo Engineering amp; Construction в 2023 году.
"Путь развития" станет кратчайшим путем для товаров, перемещающихся между Индо-Тихоокеанским регионом и Европой. По предварительным расчетам, экономия времени составит 15 дней по сравнению с Суэцким каналом. Он почти вдвое быстрее доставит товары по сравнению с маршрутом в обход Африки через мыс Доброй Надежды, которым сегодня из-за политики хуситов все чаще вынуждены пользоваться логистические компании.
"Несмотря на тенденции к деглобализации и рост протекционизма, объемы международной торговли продолжают увеличиваться. Поэтому транспортные коридоры имеют критическое значение для развития экономики", – отмечает аналитик издания Caliber.az Михаил Шерешевский. Не менее важно, что главными спонсорами проекта являются ОАЭ и Катар. Обе страны – ключевые инвесторы для Турции, и Анкаре важно укреплять сотрудничество с ними, напоминает эксперт.
В перспективе не исключена интеграция "Пути развития" с международным транспортным коридором Север – Юг, об этом заявлял в 2023 году на Российской энергетической неделе в Москве премьер-министр Ирака Мухаммед Шиа ас-Судани.
Конкретных параметров сопряжения двух транспортных коридоров он не привел. Однако в сентябре 2023 года Иран и Ирак начали строить железную дорогу между крупнейшим городом иракского юга Басрой (недалеко от которого расположен порт Аль-Фау) и иранским городом Шаламче.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 15.05.2024 |